Сумская дирекция железнодорожных перевозок — СКЮМ

Сумская дирекция железнодорожных перевозок (ДН-3) — структурное подразделение ЮЖД, которое осуществляет перевозки пассажиров и грузов на линиях, входящих в ее состав, и расположенных в Сумской, Харьковской и Полтавской областях.

История

Во второй половине XIX века многие города и целые области Российской империи интенсивно соединяются между собой железными дорогами. Эту тенденцию обуславливало тогда стремительное развитие промышленного производства, сельского хозяйства, торговли.

В те годы нынешняя Сумская область входила в состав Харьковской губернии. Проект строительства железнодорожной линии был утвержден в 1873 году, ее стоимость равнялась 1487371 рублю 61 копейке, имелась полная поддержка со стороны предводителя дворянства Сумского уезда Кондратьева и крупных землевладельцев и сахарозаводчиков Харитоненко, Суханова и фон Лорентца. В 1876 г. вышеуказанными особами отослана телеграмма на имя министра путей сообщения: «Уважаемый господин Министр путей сообщения! Наступает важная для всей местности Крещенская ярмарка. В Харькове грузы, в ососбенности сахар, должны быть доставлены к сроку, и мы можем потерпеть большие убытки. Осмеливаемся обратиться к Вашему Высокопревосходительству и просим не отказать своим Высоким покровительством в наискорейшем открытии для нас столь важной и готовой для движения сумской линии...».

К 1877 году их прошение было удовлетворено. Так началась железнодорожная история Сумской области.

Кроме вышеупомянутой Сумской линии (Ворожба — Люботин) в те годы строилась дорга Басы — Готня, прозванная в народе «Харитоновской», поскольку активное участие в ее создании принимала династия известных в ту пору в России и на Украине сахарозаводчиков Харитоненко. Эта дорога играла большую роль в развитии экономики нынешних Сумской, Харьковской, Курской областей.

Одно из первых локомотивных депо на территории области появилось в 1877 году в г. Тростянец. По указу министра путей сообщения было построено помещение и куплены 12 паровозов стоимостью по 3 тыс. рублей каждый. сейчас в депо Смородино (ТЧ-8 ЮЖД) эксплуатируются тепловозы ТЭП70, ЧМЭ3, ЧМЭ3т. Регулярные пассажирские и грузовые перевозки по линии Белополье — Мерефа начались с января 1878 года. В 1877 году открылось локомотивное депо Люботин (ныне ТЧ-4 ЮЖД). Еще раньше (в 1871 году) началось движение поездов по участку Люботин — Свинковка Харьково-Николаевской железной дороги (этот участок сейчас также в составе ДН-3).

Первые паровозы на Сумской линии относились к сериям Ов и Од. Более современные машины пришли им на смену лишь в 30-е годы 20 в., а именно, быстрые и мощные паровозы серий СО, СУ, Э. События Гражданской и двух мировых воен негативно отразились на состоянии железнодорожного транспорта в крае.

В конце 50-х — начале 60-х гг. 20 столетия на линиях Сумского отделения Южной железной дороги (НОД-3) упраздняется паровозная и вводится тепловозная тяга. На участках Люботин — Совнаркомовская и Люботин — Мерчик курсируют электропоезда постоянного тока ЭР2 депо Люботин. В Локомотивное депо Смородино поступают тепловозы ТЭ3, 2ТЭ10Л и ТЭП10 (известен ТЭП10-025). Среди нововведений нового времени — перевод линий с электрожезловой системы управления движением поездов на автоматическую или полуавтоматическую блокировку, техническое перевооружение и модернизация железнодородного транспорта, мероприятия по улучшению безопасности движения поездов и культуры обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах.

Сейчас Сумская дирекция железнодорожных перевозок ЮЖД (ДН-3) является структурным подразделением Южной доргои. Общая длина участков — 780 км. Линии ДН-3 проходят по территории Сумской, Полтавской и Харьковской областей. Территория дирекции находится между станциями Люботин — Белополье и Свинковка — Пушкарное. Всего к ДН-3 относится 45 станций, 30 из них — грузовые. Локомотивные депо находятся в Смородино (ТЧ-8) и в Люботине (ТЧ-4). Вагонный участок (ВЧ-3) находися в Сумах. В сентябре 2007 г. завершена электрификация скоростного участка Люботин — Свинковка (от ст. Коломак до ст. Огульцы, которой было присвоено имя ныне покойного начальника ЮЖД А. А. Пучко).

Пассажирские и грузовые маршруты региона вплетены в сеть стран СНГ и дают возможность поддерживать тесную связь со странами Прибалтики, Казахстаном, Российской федерацией, Югом и Западом страны.

В контексте нынешнего динамического и прогрессивного развития железнодорожного транспорта Украниы в начале XXI века несколько слов можно сказать и о Сумской дирекции. В 2003 г. по итогам отраслевого соревнования среди дирекций ДН-3 присуждено первое место. Доходы по перевозкам пассажиров по станции Сумы в дальнем и местном сообщении составили ококло 500 тыс. грн в год, в пригородном — 1,5 млн грн. Дополнительные поезда на Керчь, Трускавец, Ивано-Франковск уходят заполненными почти до отказа. В 2006 г. завершен ремонт вокзала станции Сумы.

Услуги

На дирекции предоставляются услуги по перевозке грузов, пассажиров, грузобагажа и почты с принятием и выдачей грузов вагонными отправками и в контейнерах. На базе ДН-3 предоставляются комплексные транспортно-экспедиционные услуги грузоотправителям и грузополучателям, можно приобрести устройства для пломбирования вагонов и контейнеров. Также работает сервисный центр по обслуживанию пассажиров.

Структура дирекции

В состав дирекции входят железнодорожные линии:
Харьков — Полтава (участок Люботин — Вакуленцы)
Люботин — Сумы — Ворожба
Басы — Пушкарное
Амбары — Веринский завод (ответвление)
Гребенниковка — Низы (ответвление)
Боромля — Лебединская (ответвление)
Кириковка — Ахтырка (ответвление)
Богодухов — Гуты (ответвление)