От оборотного пункта до паровозного депо

Город Гребенка, что в Полтавской области, по справедливости считают городом железнодорожников, а одноименное локомотивное депо (ТЧ-12) — основным предприятием гребенковского железнодорожного узла.

В дореволюционный период на станции Гребенка находился оборотный пункт с приписным парком паровозов. В годы первых пятилеток небольшое депо, тогда Юго-Западной железной дороги, выполняло средний и промывочный ремонт приписных паровозов серии СО17, которые обслуживали участок Яготин — Ромодан протяженностью 120 км, и маневровых паровозов ОВ.


Паровоз-памятник ФД20-2560

В 1938 г. коллектив пополнился работниками закрывшегося в Лубнах депо, а 15 мая 1939 года Народный комиссариат путей сообщения издал приказ об основании паровозного депо Гребенка Южной железной дороги. В то время тяговыми плечами депо были участки Дарница — Гребенка, Гребенка — Ромодан. Приписной парк состоял из паровозов серии СО17, которые позднее были заменены на серию ФД20. Годовой объем перевозок составлял 5674 млн. ткм брутто. Депо выполняло средний и промывочный ремонт паровозов ФД.

Из истории тех лет сохранились сведения о том, что паровоз СО17-52 был в неухоженном состоянии. Партийная организация депо решила направить сюда машиниста Ивана Иващенко. Он сумел сплотить паровозную бригаду и вселить людям веру в успех. Через некоторое время локомотив был в строю. Вместе с товарищами машинист Иващенко взял обязательство довести пробег локомотива между промывками до 6000 км. Свое слово паровозники с честью сдержали. Бригада довела пробег паровоза до 10000 км.

В первые дни Великой Отечественной войны деповское оборудование и паровозы были эвакуированиы на восток. В военные годы депо было разрушено, и практически полностью требовало восстановления. После освобождения Гребенки осенью 1943 г. сюда прибыли четыре паровозных колонны и один ремонтный поезд для обеспечения потребностей фронта. Восстановление депо полностью завершено в 1947 году.

С 1950 г. в депо развернулась большая работа по усовершенствованию технологии ремонта паровозов. Внедрялись технологии вождения тяжеловесных поездов. С 1951 г. грузовые паровозы ЭМ заменяются более мощными ФД.

В 1957 г. коллектив депо впервые удостоен переходящего знамени. В ноябре 1958 г. работники депо Гребенка включились в соревнование за коммунистический труд. В день открытия XXI съезда КПСС комсомольско-молодежной бригаде, которую возглавлял машинист В. И. Камирный, и бригаде слесарей Г. Оноприенко было присвоено звание бригад коммунистического труда.

В дни работы XXI съезда КПСС коллективу паровозного депо вручено на вечное хранение переходящее Красное знамя Управления Южной железной дороги и комитета профсоюза железнодорожников. На митинге, посвященном этому событию, машинист-инструктор И. Г. Копылов сказал, что вручение знамени не только радует каждого из нас, но и заставляет работать еще лучше, продуктивнее. Коллектив депо взял на себя повышенные социалистические обязательства и решил бороться за звание предприятия коммунистического труда.

В Гребенке трудно найти человека, который не знал бы В. И. Камирного. В годы Великой Отечественной войны он был командиром минометной батареи, за мужество при форсировании Днепра награжден орденом Красной Звезды. Работая после войны в паровозном депо, он быстро овладел профессией машиниста. Его бригада из месяца в месяц перевыполняла производственный план, много раз побеждала в социалистическом соревновании. В. И. Камирный охотно делился своим опытом. Г. Радзиевский, Д. Медведенко, В. Стеценко, М. Черныш и многие другие — воспитанники Василия Камирного.

В послевоенные годы широкое распространение получил передовой опыт экономии топлива машинистов В. И. Камирного, К. Н. Василевского, И. Я. Слепцова, Г. А. Улько, П. Е. Кочубея. В 1959 г. за высокие производственные достижения машинисту В. И. Камирному присвоено звание Героя Социалистического Труда.

На тепловозной тяге

С 1959 г. началась подготовка депо к переводу на тепловозную тягу. Создавалась ремонтная база, проходили обучение специалисты. Для изготовления нестандартного оборудования была создана экспериментальная бригада, которую возглавил Л. Н. Минин.


Тепловоз 2ТЭ116М-890 в депо Гребенка

Первый тепловоз ТЭ3 отправился с поездом от станции Гребенка 2 февраля 1961 г. под управлением машиниста В. И. Камирного. В 1964 году завершена реконструкция депо под тепловозную тягу. Работа тепловозов ТЭ3 была налажена на кольце Дарница — Гребенка — Лозовая протяженностью 1026 км. В депо также поступали тепловозы ТЭ10 (известен ТЭ10-006). Позднее в депо начали поступать тепловозы 2ТЭ10Л.

С 1964 г. в депо внедряется крупноагрегатный метод ремонта тепловозов ТЭ3, ТЭ10, простои которых при большом периодическом ремонте составляли 1,8 суток при норме 14 суток с объемом ремонта до 12 единиц в месяц. В депо широко использовалась научная организация труда.

В мае 1964 г. в депо состоялось Всесоюзное совещание тепловозников. В его работе приняли участие железнодорожники с Дальнего Востока, Средней Азии, Кавказа, Урала, Белоруссии, Украины.

Приказом МПС от 15.02.1965 г. № 6/Ц депо Гребенка признано опорным предприятием по научной организации труда на сети железных дорог СССР. Звания Героя Социалистического Труда удостоен слесарь С. М. Примак, а лауреатами Государственной премии СССР стали Б. Ф. Стародубцев, Л. Н. Минин, С. М. Примак и В. С. Корж.

За высокие производственные показатели, экономию топлива, внедрение научной организации труда Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1966 г. депо Гребенка награждено орденом Трудового Красного Знамени. А в августе того же года награждена орденами и медалями большая группа железнодорожников узла. Ордена Ленина удостоены начальник локомотивного депо Б. Н. Леонович, ордена Трудового Красного Знамени — секретарь партийной организации депо А. Р. Медведев и слесарь С. М. Примак.


Тепловоз 2ТЭ10М-3447 — гость с Одесской железной дороги

В 60–80 гг. в депо Гребенка, кроме ТЭ3 и 2ТЭ10Л, эксплуатировались также тепловозы серий ТЭ10 и ТЭП10. Пригородное движение обслуживалось дизель-поездами ДР1, а позднее — ДР1П и ДР1А.

Появление на железной дороге новых локомотивов разных серий и видов тяги сделало необходимым распределение их по депо и, в свою очередь, специализацию предприятий по выполнению необходимых видов ремонта.

В этом вопросе локомотивное депо Гребенка можно считать флагманом. Трудовой коллектив предприятия в советское время славился как образцовый. Благодаря внедрению новых поточных линий и механизированных позиций, научной организации труда, в депо стало возможным освоение крупноагрегатного метода ремонта тепловозов серии ТЭ3, а в дальнейшем — 2ТЭ10Л и 2ТЭ116. Все это превратило депо в основную на Южной железной дороге базу ремонта в объеме ТР-3 тепловозов этих серий.

С 1980 г. тепловозы ТЭ3 и 2ТЭ10Л заменяются на 2ТЭ116 с освоением крупноагрегатного метода их ремонта в объеме ТР-2, ТР-3. Депо стало основной ремонтной базой для этих тепловозов на Южной железной дороге.

В 1982 году знаком «Почетному железнодорожнику» отмечены машинисты В. Л. Боровик и В. А. Чепиг.

В 1985 г. в честь 40-летия Победы на территории депо установлен памятник — паровоз ФД20-2560 и пассажирский вагон.

В годы независимости Украины

В декабре 1994 г. в связи с электрификацией участка Яготин — Гребенка парк депо пополнился электровозами ВЛ80К и ВЛ80Т. Часть электровозов ВЛ80Т были переданы из депо Брянск-II Московской железной дороги в обмен на тепловозы.

В 1996 г. по приказу начальника ЮЖД на базе оборотного депо Прилуки и основного депо налажен ремонт дрезин, автомотрис и мотовозов серий ДГКУ, АГМУ, АГМС, АГВ, МПТ.


Электровоз ВЛ80Т-1978 на станции Гребенка

В 1999 г. проведена реконструкция тракционных путей депо, а также цеха ТР-3, построенного в 1947 г., с целью организации в нем технического обслуживания ТО-2 и текущего ремонта ТР-1 электровозов. В кратчайшие сроки спроектированы и внедрены в производство устройство для проверки падения напряжения на силовых диодах, устройство для испытания и настройки блока дифференциальных реле БРД-356 электровозов ВЛ80Т, позиция для ремонта полозов токоприемников электровозов и электропоездов, кантователь главного выключателя ВОВ-25-4М, позиция для обдувки внутрикузовного оборудования электровозов, откидные платформы для обслуживания лобовых частей кузовов электровозов.

В этом же году указанием «Укрзализныци» депо утверждено опорным предприятием на сети железных дорог Украины по ремонту дизелей 5Д49.

В 2002 г. завершена электрификация участка Сагайдак — Полтава-Киевская, что позволило осуществлять движение поездов от Гребенки до Полтавы на электротяге. Для обслуживания пригородных маршрутов в 2003 г. в депо поступили два электропоезда — ЭР9М-506 и ЭР9М-507 (переданы из депо Фастов Юго-Западной железной дороги). Дизель-поезда ДР1А приписки депо Гребенка при этом передавались в депо Полтава.

В 2004 г. утверждена Программа подготовки персонала и производства депо к выполнению текущего ремонта ТР-3 дизелей Д80. В короткий срок спроектировано и изготовлено технологическое оборудование. Первый тепловоз 2ТЭ116 с дизелем Д80 выпущен из ремонта в 2005 году.

В ноябре 2005 года в депо поступил новый электропоезд производства холдинговой компании «Лугансктепловоз» — ЭПЛ9Т-013. 15 июля 2008 г. в депо поступил второй электропоезд этой серии — ЭПЛ9Т-015. Позднее все электропоезда депо Гребенка переданы в моторвагонное депо Полтава (РПЧ-2), однако на участке Полтава — Гребенка они обслуживаются локомотивными бригадами оборотного пункта, расположенного в Гребенке.

В 2009–2010 гг. локомотивное депо переживает глубокий кризис, вызванный не в последнюю очередь мировым финансовым кризисом, но коллективу предприятия удалось сохранить свои рабочие места.

В ноябре 2013 г. паровоз-памятник ФД20-2560 был демонтирован и передан в Музей техники ЮЖД в Харькове, а вместо него установлен паровоз ЭМ, находившийся до этого на базе запаса в Гребенке.

Новые технологии, ремонт, модернизация и обслуживание

30 июля 2009 г. в депо Гребенка была проведена модернизация электровоза ВЛ80К-019 радиостанцией «Орион» РВ-4, которая работает в КВ и УКВ диапазонах, что позволяет поддерживать связь как с начальником поезда и бригадой проводников, так и с локомотивными диспетчерами и дежурными по станциям.

С целью усовершенствования технологии ремонта дизелей приобретен стенд для определения действительного натяжения подшипников коленчатых валов. Также на базе станины продольно-строгального станка спроектировано оборудование для проверки прогиба и ступенчатости коренных шеек коленчатых валов.


Тепловоз ТГМ6А-2435 на ремонте в депо

В условиях депо изготовлен станок для полировки шеек коленчатых валов, оборудованный передвижной скобой для закрепления дефектоскопа. Технология полировки позволяет устранять шероховатость и риски коренных и шатунных шеек.

Предприятие имеет все необходимое технологическое оборудование для технического обслуживания и ремонта тягового подвижного состава. Специалистами депо разработаны механизированная позиция ультразвуковой дефектоскопии бандажей колесных пар с использованием дефектоскопа УД2-70, которая позволяет значительно сократить время выполнения операций входного контроля бандажей, и стенд для опрессовки бандажей колесных пар.

Внедрен в производство уникальный кантователь рамы тележки тепловоза 2ТЭ116 для обеспечения качества измерения геометрических размеров рамы и удобства выполнения работ по ремонту поводков, кронштейнов трамвайных подвесок, что положительно влияет на качество текущего ремонта ТР-3 экипажной части локомотивов.

Кроме усовершенствования существующих технологий и модернизации имеющегося оборудования, работники депо активно внедряют новые технологии, с помощью которых предприятие имеет значительный экономический эффект.

Например, рационализаторами депо изготовлены:
— устройство и технологические операции для восстановления посадочных мест подшипников вала якоря тяговых двигателей методом наваривания в среде углекислого газа;
— комплект оборудования, состоящий из гидравлического пресса, электропечи, шкафы для хранения готовой продукции, позиций для разборки и сборки упругих зубчатых колес и оснащения для прессовых работ;
— уникальная технология восстановления упорной поверхности соплового аппарата, использование которой только за 2 года дало экономию более 177 тыс. грн.;
— электрические печи для нагревания крышек цилиндровых комплектов дизеля 5Д49, которые управляются программным устройством для обеспечения автоматического нагрева без участия человека;
— оборудование для заливки баббитом моторно-осевых подшипников электровозов ВЛ80К, ВЛ80Т;
— установка для очищения моющей жидкости, эксплуатация которой позволяет на 20–25% продолжить срок использования жидкости МПТ и ежегодно экономить более 40 тыс. грн.;
— установка для вакуумного удаления воды с дизельного масла (продуктивность — 1 т масла за 8 часов).

Все эти прогрессивные технологии и нестандартное оборудование были реализованы благодаря талантливому инженеру Николаю Даниловичу Марикуце, который является «техническим гением» депо Гребенка, а также возглавляемому им коллективу экспериментального цеха.

С целью уменьшения эксплуатационных расходов рационализаторский коллектив депо разработал и внедрил стенд поверки электровозных счетчиков электроэнергии. Надо отметить, что депо имеет право ведомственной поверки локомотивных скоростемеров СЛ-3А, электроизмерительных приборов, манометрических средств измерения. Создан участок поверки средств линейных измерений.

Производственные мощности и квалифицированный персонал позволяют получать значительные средства от подсобно-вспомогательной деятельности. Ежегодно в депо выполняется текущий ремонт пяти тепловозов серий ТЭМ15, ТЭМ2, ТЭМ7, 2ТЭ116, принадлежащих промышленным предприятиям.

Планы и перспективы

Локомотивное депо Гребенка выполняет эксплуатационную работу на участках Гребенка — Дарница, Гребенка — Ромодан — Полтава (электротяга); Ромодан — Кременчуг, Гребенка — Прилуки — Нежин, Прилуки — Бахмач (тепловозная тяга).

В депо выполняется годовая программа ремонта тепловозов серий 2ТЭ116, ЧМЭЗ, электровозов ВЛ80К, ВЛ80Т, электропоездов ЭР9М и ЭПЛ9Т.

Основные цеха предприятия: цех подъемочного ремонта, дизельный, топливный, инструментальный, электроаппаратный, автоматный, дизель-агрегатный, электроцех, цех профилактического ремонта, электромашинный, цех автостопов, механический, экспериментальный, колесный, электровозный.

Общая площадь тяговой территории — 280 тыс. кв. м, цехов и сооружений — более 37 тыс. кв. м. Полезная длина тракционных путей — более 18 км. В состав основного депо Гребенка входят два оборотных депо на станциях Прилуки и Ромодан, котельная, база запаса локомотивов и топливный склад.

По состоянию на 2011 г. в депо работало 797 человек. И, конечно, именно коллектив заслуживает благодарности за успехи депо, ведь в нем всегда были неравнодушные люди. Среди них — почетные железнодорожники С. И. Ященко, В. М. Кривенко, И. П. Бузина, О. А. Гой, М. Г. Киридон, 3. К. Казаев, Д. И. Касьян и другие.

На своем трудовом пути много работников депо были отмечены государственными наградами. Среди них: главный инженер В. И. Ковтун — знаком «Залізнична слава» 3-й степени, слесарь О. И. Бусло — знаком «Кращий працівник залізничного транспорту України», главный бухгалтер О. А. Шурдуба — серебряным знаком «За вагомий внесок у розвиток Південної залізниці» и другие.

Ныне в депо трудятся, продолжая семейные традиции верности железнодорожному делу, трудовые династии. Например, семейные династии Соболевых, Гринь, Киридонов, Ковтунов, Чичуг, Ичанских, Жовноватюков, Кривенко, Зателеп и др. — всего 44 династии.

Локомотивное депо Гребенка имеет мощную производственную базу, опытный и квалифицированный персонал, способный решать любые поставленные задачи.

Коллектив депо видит такие перспективы развития предприятия:
— освоение технологии капитального ремонта КР-2 тепловозов 2ТЭ116;
— повышение качества ремонта электропоездов;
— сокращение производственных затрат;
— повышение доходов за счет ремонта тепловозов частных предприятий;
— создание дополнительных рабочих мест.

Например, капитальный ремонт тепловозов 2ТЭ116 в условиях депо — задача, вполне посильная для коллектива ТЧ-12. Разумеется, для этого необходимо провести организационную, нормативную и технологическую подготовку, что требует капиталовложений, но результатом станет существенное сокращение расходов «Укрзализныци».

В депо выполняется технический осмотр ТО-3 и текущий ремонт ТР-1 электропоездов ЭР9М и ЭПЛ9Т, но техническое состояние существующих цехов не позволяет выполнять их обслуживание с надлежащим качеством. Необходима реконструкция пунктов технического обслуживания электропоездов.

Литература: Локомотивне депо Гребінка. Історична довідка. Музей історії і техніки Півд. залізниці; Электрическая и тепловозная тяга. 1965. № 5; Романенко Ю. И., Харенко М. П. Взгляд сквозь годы/Южная железная дорога за 130 лет. Харьков, 1999; Локомотивне депо Гребінка (ТЧ-12), історія підприємства, ремонт, нові технології, обслуговування, плани та перспективи. Матеріали сайту http://www.grebenka.com.