Локомотивное депо Купянск — СКЮМ

Для обслуживания пассажирских, товарных и пригородных поездов на Купянском узле в первые годы его формирования было построено три локомотивных депо. В 1895 г. было построено паровозное депо I класса (основное) на ст. Купянск-Узловой со зданием на 12 паровозов. В 1901 году открыт участок Купянск — Волчанск. На ст. Купянск-город (ныне Купянск-Южный) было построено паровозное депо со стойлами на два паровоза. Одновременно была построена и ст. Купянск-Екатерининский (ныне Купянск-Сортировочный) с паровозным депо также на два паровоза. Главным же на узле было депо Купянск-Узл.

Условия труда работников депо были непростыми. Депо не отапливалось, освещалось смоляными факелами. Зимой разжигались костры для обогрева. Отсутствовали канализация и вентиляция. Примитивными были экипировочные средства. Топливо на паровозы подавали бадьями весом по 5 пудов с помощью переставного крана "журавля".

Основной серийе паровозов были Ов (в грузовом движении) и Нв (в пассажирском). Графика движения грузовых поездов не было. Для поездки до Валуек требовалось не менее суток, до Харькова — двое суток. Отдыха бригаде в пункте оборота более 8 часов не давали. Работали на паровозе две прикрепленные бригады.

Работники депо принимали активное участие в революционных выступлениях 1905 года и Гражданской войне 1917–1920 гг.

В 20–30 гг. в депо Купянск-Узловой, как и во многие другие депо, поступают мощные паровозы серии Э. Один из таких паровозов установлен в депо как памятник. Ширилось кривоносовское движение: в числе первых кривоносовцев в депо были А. Ф. Печерица, В. Е. Козаков, Н. Ф. Реуцкий, Ф. Ф. Невольниченко и другие.

Непростыми и очень опасными были условия труда паровозных бригад во время Великой Отечественной войны. Приходилось совершать поездки в прифронтовой зоне под угрозой бомбежек авиации противника. Во время бомбежки угольной эстакады на станции Купянск-Сортировочный было выведено из строя 13 паровозов. В результате вражеских налетов 25 января 1942 года на станции Купянск-Сортировочный на маневрах остался лишь один паровоз из семи.

После освобождения Харькова 23 августа 1943 года фронт уходит на запад, а Купянский узел восстанавливает свое хозяйство. Разворачивается производственное соревнование. По его итогам в августе 1946 г. ВЦСПС и МПС присудили Вторую премию Купянскому отделению паровозного хозяйства и депо Купянск. В декабре 1947 г. машинисты депо Купянск И. Д. Осипов, Ф. С. Друшляк и П. Ф. Крамарев добились рекордного пробега между подъемочными ремонтами — 215000 км. По итогам работы за январь 1948 г. депо присуждено переходящее Красное Знамя МПС и ВЦСПС. Началось движение "пятисотников". По итогам работы за февраль 1949 года МПС присудило депо Купянск I место по сети дорог.

В 1952 г. построено новое паровозное депо на ст. Купянск-Сортировочный, куда начали поступать мощные паровозы серии ФД. Этих машин в 1953 г. в депо было 50 шт. В 1955 г. паровозное депо Купянск-Узловой реорганизовано, подчинено паровозному депо Купянск-Сортировочный и в том же году закрыто. В 1975 г. закрыт и топливный склад этого депо. Депо Купянск-Сортировочный стало главным и единственным на узле.

В 1956 г. все паровозы ФД и СО переведены с угольного отопления на нефтяное (топочный мазут).

В 1959 году началась подготовка технических кадров депо Купянск для перехода на тепловозную тягу. В депо сооружаются ПТО №1 и цех БПР (большого периодического ремонта) тепловозов. Обучение ремонтных кадров проводилось в депо Лиски Юго-Восточной железной дороги и Гребенка Южной, локомотивных бригад — в Лисках и Красноуфимске Горьковской железной дороги. Первый тепловоз ТЭ3-500 постройки Харьковского завода им. Малышева поступил в депо в июне 1961 г. В конце того же года паровозы были заменены на тепловозы на участке Купянск — Красный Лиман, в 1962 г. — на участке Купянск — Харьков.

В связи с электрификацией Купянского узла в депо сооружаются ПТО № 2 грузовых электровозов и ПТО № 3 пассажирских (последний — на ст. Купянск-Узловой). 1 января 1968 г. электровозы ВЛ80к повели грузовые поезда от Лисок до Купянска, а ВЛ60 и ЧС4 — пассажирские от Балашова до Купянска. В 1971 г. в депо поступил первй электровоз двойного питания ВЛ82, а с 1972 г. в депо поступают электровозы ВЛ82м мощностью 6000 кВт, более совершенные, чем ВЛ82. Для обслуживания пригородного движения в депо поступают электропоезда ЭР9П и ЭР9М. На предприятии внедряется научная организация труда, производственная эстетика.

Депо является основным ремонтным пунктом всех электровозов переменного тока ЮЖД. Купянские деповчане также проводили обучение локомотивных бригад депо Гребенка по управлению электропоездом переменного тока ЭР9М.

В 1999 году в депо сооружается цех подъемочного ремонта электровозов, при котором производится полная разборка локомотива с ревизией всех основных узлов и агрегатов, ремонтом или заменой неисправных. В 2001 году локомотивное депо Купянск возглавил К. И. Деев