Первые десятилетия работы депо

На южной окраине Харькова располагается один из старейших рабочих районов города — Основа. Именно здесь родился известный украинский писатель Григорий Квитка-Основьяненко.

15 сентября 1911 года в этом районе построены железнодорожные ремонтные мастерские, которые в 1912 г. начали выполнять ремонт паровозов серий ОВ, ОД и Щ, обслуживающих участки Основа — Готня и Основа — Лиман. В 1917 г. мастерские переименованы в «Паровозное депо Основа».


В локомотивном депо Основа

В годы Гражданской войны в депо был создан «Особый корпус Ильича». В его составе были два бронепоезда, полк пехоты и восстановительный отряд. Осенью 1918 г. этот корпус принимал участие в освобождении Харькова от немецких оккупантов и войск Добровольческой армии А. И. Деникина.

В 1920 г. работники депо принимали участие в восстановлении разрушенного железнодорожного хозяйства. В 1922 г. за особые заслуги в этой работе работник депо Иван Яковлевич Королев одним из первых на Украине был награжден высокой наградой — Орденом Красного Знамени.

С 1930 года в стране начинается масштабная реконструкция железнодорожного транспорта. Вместо паровозов серии Щ в депо начали поступать более мощные паровозы серии ЭР, а с 1935 г. — паровозы серии ФД. Пассажирское движение обслуживали паровозы СУ, а в дальнейшем — ИС.

В декабре 1934 года, согласно решению ЦК ВКП(б), депо получило наименование «Паровозное депо имени С. М. Кирова».

В 30-х гг. ХХ в. на железных дорогах страны набирает популярности кривоносовское движение по скоростному вождению тяжеловесных поездов. Машинисты депо С. Маховский, П. Бойко, Н. Шаповалов, А. Толмачев и другие выступили продолжателями движения Петра Кривоноса по внедрению скоростных рейсов тяжеловесных поездов. За вождение таких поездов первым на Южной железной дороге отмечен Орденом Ленина машинист Степан Антонович Маховский.

В годы Великой Отечественной войны, в связи с угрозой захвата Харькова гитлеровцами, с 12 октября 1941 г. наиболее ценное оборудование и часть работников эвакуированы в г. Актюбинск Казахской ССР.

В первый же день освобождения Харькова (23 августа 1943 года) работники депо приступили к восстановлению родного предприятия и ремонту паровозов.

Богатая добрыми традициями история депо создавалась и поддерживалась преданными, добросовестными и трудолюбивыми людьми — главным достижением и гордостью депо.

Огромный вклад внесли работники депо в дело освобождения нашей страны от немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны. Звания Героя Советского Союза удостоены: Николай Дмитриевич Шаповалов, Александр Федорович Толмачев, Александр Родионович Шемигон. Тремя Орденами Славы отмечен боевой путь слесаря депо Михаила Федоровича Шатрюка.

Депо после Великой Отечественной войны

В послевоенный период восстанавливается народное хозяйство, возрастает интенсивность движения поездов на Полтавском, Ворожбянском и Готнянском участках. Работники депо с честью обеспечивают бесперебойную доставку пассажиров и грузов на этих направлениях.

Многие работники депо имени С. М. Кирова удостоены высоких государственных наград. Так, Орденом Ленина награждены 53 человека, а Звания Героя Социалистического труда удостоен машинист Владимир Михайлович Глазков.


Паровоз-памятник 9П-749

В начале 60-х гг. ХХ в. депо начинает осваивать тепловозную тягу. Была освоена эксплуатация тепловозов ТЭ3, ТЭ10, 2ТЭ40, ТЭП10, 2ТЭ10В, 2ТЭ10М.

В 1962 году вновь меняется официальное наименование предприятия — депо стало называться «Локомотивное депо станции Основа им. С. М. Кирова».

Коллектив депо в разное время возглавляли:
Кусенко Анатолий Самойлович (1944–1958);
Василенко Геннадий Лукич (1958–1960);
Володченко Алексей Тихонович (1960–1961);
Савельев Виктор Николаевич (1961–1965);
Шевчук Виталий Дмитриевич (1965–1975);
Колотий Валентин Павлович (1975–1987);
Климов Геннадий Ефимович (1987–1989);
Матяш Виктор Александрович (1989–1995);
Подольский Анатолий Михайлович (1995–1997);
Бойчук Владимир Борисович (с 1997).

В годы независимости Украины

В середине 90-х гг. в связи с нехваткой средств на закупку топлива для тепловозов часть маневровой работы на станции Основа выполнялась паровозами, взятыми с базы запаса.

В настоящее время Основа — одно из крупнейших локомотивных депо на железных дорогах Украины.

Площадь тяговой территории составляет 282920 кв. м. Общая площадь цехов — 23645 кв. м. Длина тракционных путей — 21918 м. Количество ремонтных стойл — 29 ед. На 2014 г. в депо работало 1131 чел., из них в эксплуатации — 472 чел. Приписной парк подвижного состава составлял 70 ед. Цех эксплуатации депо является одним из наибольших на Южной железной дороге.

Депо обеспечивает эксплуатационную работу во всех видах движения (пассажирском, грузовом, пригородном, маневровом и хозяйственном) на участках Основа — Ворожба — Конотоп, Основа — Полтава — Кременчуг, Основа — Изюм, Основа — Купянск, и на харьковском узле. Общая длина участков обслуживания депо — 906 км.

Кроме того, локомотивными бригадами депо эксплуатируются электровозы ВЛ82М приписки депо Купянск и тепловозы ЧМЭ3 приписки депо Харьков-Сортировочный.

В 2002 году в локомотивном депо Основа прошли капитальный ремонт пассажирские тепловозы серии ТЭП70 из депо Люботин (ТЧ-4), которые обслуживали движение скоростных поездов «Столичный экспресс» по маршруту Харьков — Киев на участке Харьков — Полтава-Киевская.

В 2005 году в депо проходили испытания рельсовые автобусы серии 620М-001 и 620М-002 (производство польского завода «PESA») и пассажирский тепловоз ТЭП150-001 (холдинговая компания «Лугансктепловоз»). В дальнейшем рельсовые автобусы 620М были направлены в депо Смородино (ТЧ-8), а тепловоз ТЭП150-001 — в депо Кременчуг (ТЧ-6).

Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава

Разумеется, эффективная и безопасная эксплуатация локомотивов и др. подвижного состава невозможна без выполнения качественного, своевременного ремонта и технического обслуживания подвижного состава. Именно в этом состоит главное задание одного из наибольших на ЮЖД цехов ремонта грузовых и пассажирских локомотивов. В депо Основа создана техническая база для выполнения всех видов текущих ремонтов и технического обслуживания локомотивов та кранов на железнодорожном ходу.

Депо является базовым по выполнению технического обслуживания и текущих ремонтов ТР-1, ТР-3 и ТР-3У тепловозов серии ТЭП70 для депо Полтава, Смородино, Ромны, Лозовая. Выполняются ремонты в объеме ТР-1, ТР-3 для тепловозов ТГМ23 депо «Октябрь». Цехом ремонта в кратчайшие сроки освоена технология выполнения ремонтов ТР-2, ТР-3 для тепловозов ТЭП150, которые эксплуатируются в депо Кременчуг. Выполняются ремонтные работы в объеме ТР-1 для тепловозов 2ТЭ116 и 2М62. Пунктом технического обслуживания депо проводится обслуживание и экипировка всего подвижного состава депо, и, кроме того, электровозов серии ВЛ82М приписки депо Купянск и тепловозов ЧМЭ3 приписки депо Харьков-Сортировочный, которые эксплуатируются локомотивными бригадами депо.

Основа — единственное на дороге депо, где предприняты практические шаги по увеличению срока службы колесных пар при помощи установки «Плазмотрон», осуществляется плазменное упрочнение гребней колесных пар локомотивов. В депо имеется опыт установки гребнесмазывателей на подвижном составе.

Ремонтные цеха депо также выполняют ремонт и техническое обслуживание тепловозов промышленных предприятий, ремонтируют вспомогательные электрические машины для других депо и сторонних организаций.

На базе депо созданы: дорожный экспериментальный цех, дорожная химико-техническая лаборатория и дорожная лаборатория диагностики неразрушающего контроля котлов и оборудования, работающего под высоким давлением.

С целью обеспечения экологической безопасности производственной деятельности депо, введены в эксплуатацию очистные сооружения производственных стоков с применением водоочистного технологического оборудования «Оства-5Н», изготовлены две передвижные (на железнодорожном ходу) мусоросжигающие установки для утилизации бытового мусора.

В депо Основа широко внедряются автоматизированные рабочие места с применением ПЭВМ, разработана и внедрена информационно-управляющая локальная компьютерная сеть, позволяющая автоматизировать процессы управления и документооборота, объединить автоматизированные рабочие места инженеров цеха эксплуатации, цеха ремонта, технического отдела, поста диагностики локомотивов, отделения спектрального анализа, отдела кадров и начальника депо. В локомотивном депо Основа, первом на Южной железной дороге, внедрена и эксплуатируется с 2002 года автоматизированная система управления локомотивными бригадами «Локбриг».

Крановый цех

Локомотивное депо Основа предоставляет услуги кранами на железнодорожном ходу, выполняет ремонт кранов на железнодорожном ходу ЮЖД и промышленных предприятий. Этим в депо занимается крановый цех.

В локомотивном депо Основа проводится капитальный и средний ремонт кранов на железнодорожном ходу типов КДЭ161, КДЭ163, КЖДЭ16 и КЖДЭ25. Цех выполняет 10–12 плановых средних ремонтов в год для более 10 структурных подразделений. Обслуживаются участки Сумского, Полтавского, Купянского и других регионов Южной железной дороги и предприятия за ее пределами. Кранами депо ведутся работы по электрификации, ремонту путей, строительству вокзальных комплексов и т. д.

Получено разрешение территориального управления Государственного комитета Украины по надзором за охраной труда по Харьковской области на ремонт металлоконструкций с применением сварки, что способствует заказам на ремонтные работы не только от предприятий ЮЖД, но и от сторонних организаций. С введением в эксплуатацию дополнительных кран-балок грузоподъемностью 2 и 5 т., двух комплектов домкратов «Беккера», кантователей и стенда для испытаний электрооборудования значительно увеличилась продуктивность труда.

Работниками цеха изготовлен кантователь для ремонта стрелы, основным преимуществом которого является ее твердая фиксация на раме и вместе с тем ее вращение вокруг оси с помощью привода от редуктора. Кантователь значительно облегчает проведение послеремонтных контрольных измерений, а также проверку качества сварных швов.

Работники кранового цеха пользуются оборудованными бытовыми помещениями с новой мебелью, душевыми. В новом просторном техническом классе по охране труда и обучению с наглядной агитацией созданы условия для качественного проведения технических занятий и совещаний. В помещении цеха введена новая система вентиляции, выполнен ремонт. С учетом новых помещений площадь цеха увеличилась с 2740 кв. м до 3250 кв. м.

В 2008 году освоен капитальный ремонт кранов ЕДК-1000/4, ЕДК-300/2, ЕДК-80, ЕДК-500, которые эксплуатируются в восстановительных поездах дороги. Выполнение капитальных ремонтов этих кранов позволяет обеспечивать значительную экономию финансовых средств дороги, не пользуясь услугами сторонних организаций.

Улучшение условий труда

В 2008–2009 гг. здание цеха эксплуатации было капитально отремонтировано с применением новейших энергосберегающих и информационных технологий. В здании созданы все условия для комфортной и эффективной работы локомотивных бригад и обслуживающего персонала, обеспечено ознакомление бригад с последней технической информацией и указаниями по безопасности движения поездов и эксплуатации локомотивов. Комната инструктажа оснащена всеми необходимыми выписками, оформленными в виде поворотных стендов, что позволяет наглядно ознакомиться с любыми выписками из инструкций и нормативных документов по безопасности движения. В цехе эксплуатации депо есть также стенды, на которых размещается информация, фотографии и схемы транспортных происшествий. Комната инструктажей оснащена телевизором и DVD-проигрывателем, с помощью которых можно посмотреть фильмы про безопасность движения и обслуживание, приемку локомотивов.

В коридорах здания размещены стенды, на которых изображены схемы размещения на участках приборов ПОНАБ, АСДК-Б, режимные карты, правила соблюдения техники безопасности, текущая информация нормировщика и начальника резерва локомотивных бригад, информация о работе цеха эксплуатации, а также материалы по истории локомотивного депо и фотографии лучших работников.

Комната ожидания и отдыха локомотивных бригад оснащена телевизором, мягкими креслами и диваном, что обеспечивает комфортные условия для работников во время ожидания выезда и отдыха.

Большое внимание уделяется применению новейших технологий во время работы и учебы работников. Комната дежурного по депо оснащена приборами видеонаблюдения за выездом из ПТО и местом отстоя локомотивов, компьютерной техникой. Также, впервые на железной дороге в комнате дежурного установлено многоканальное устройство регистрации переговоров локомотивных бригад, разработанное и внедренное усилиями работников депо Основа. В цехе эксплуатации оборудованы два компьютерных класса для изучения локомотивными бригадами автотормозного оборудования и электрических схем тепловозов и электровозов. Классы оснащены современной компьютерной та проекционной техникой, программным обеспечением. В 2010 г. силами коллектива депо был разработан и внедрен в эксплуатацию тренажер-симулятор электровоза ВЛ82М для обучения локомотивных бригад методам безопасного и экономного управления подвижным составом.

Неотъемлемой составляющей безопасного и бесперебойного движения поездов является психологический комфорт и своевременное психологическое обследование, тестирование тех, кто этого требует — локомотивных бригад. Для этого в депо введена должность психолога и создан кабинет психолога. В состав кабинета психолога включены: комната психофизиологического тестирования с необходимым оборудованием и техникой, комната психоэмоциональной разгрузки с аквариумом, видеоаппаратурой, специальным освещением, мягкой мебелью и другими принадлежностями, которые способствуют снятию психической нагрузки локомотивных бригад и восстановлению нормального эмоционального состояния. В состав кабинета психолога входит также комната массажа, оборудованная новейшим массажным креслом.

Полноценный отдых локомотивных бригад обеспечивает отремонтированный и переоборудованный дом отдыха. В нем созданы все условия для комфортного и приятного отдыха локомотивных бригад в период между поездками. Оборудованы уютные комнаты, кухня, спортзал та гостиная. Выполнена реконструкция столовой депо, работает магазин, обеспечивающий работников депо товарами первой необходимости.

Охрана труда, техническое обучение

Большое внимание в депо уделяется техническому обучению работников, что значительно повышает уровень обеспечения безопасности движения поездов и автотранспорта, технологии ремонта подвижного состава и оборудования. Изучение и проверка знаний работниками требований нормативных документов по безопасности движения и охране труда проводится с использованием компьютерной техники и специальных учебных программ-экзаменаторов.

Обучение вопросам охраны труда и гражданской обороны проводятся в новых учебных классах, прошедших переоборудование. Учебные классы в депо оснащены видео-, компьютерной и проекционной техникой, необходимыми пособиями и наглядными материалами.

Литература: Локомотивне депо Основа. Історична довідка. Музей історії і техніки Півд. залізниці; Колотий В., Покосенко Ф. Этапы большого пути // Южная магистраль. 1981. 11 сентября. С. 1–3; Романенко Ю. И., Харенко М. П. Взгляд сквозь годы/Южная железная дорога за 130 лет. Харьков, 1999.