(краткий очерк)

Первые проекты электрификации железных дорог в Российской империи были разработаны еще в конце XIX века. Электрификация железных дорог Украины началась в рамках Государственного плана электрификации России (ГОЭЛРО) с Екатерининской (ныне Приднепровской) железной дороги. В 1932 году начались работы на участке Александровск (Запорожье) — Никополь — Кривой Рог (станция Долгинцево). 10 марта 1935 г. открыто регулярное движение поездов на электрической тяге на участке Запорожье — Никополь, а 25 октября завершена электрификация всего участка длиной 202 км. Участок электрифицирован по системе постоянного тока напряжением 3 кВ и стал крупнейшей в то время электрифицированной магистралью страны. На этой линии использовались отечественные электровозы серии ВЛ19. С началом Великой Отечественной войны в 1941 г. устройства электрификации на этом участке были демонтированы, а в 1948–1952 гг. восстановлены.


Электрификация станции Полтава-Южная, 2007 год

Электрификация киевского узла началась уже после войны: в 1950 г. открыто движение пригородных электропоездов на участке Киев — Боярка Юго-Западной железной дороги. При этом использовалась система постоянного тока напряжением 750 В.

Перевод на электротягу участка Харьков — Мерефа (25 км) в 1957 г. положил начало электрификации Харьковского узла и Южной железной дороги.

Первым полигоном электротяги на Львовской железной дороге стал участок Лавочное — Мукачево (77 км), электрифицированный в 1956 г. на постоянном токе напряжением 3 кВ. В 1958 году открылся первый электрифицированный участок Донецкой железной дороги Лозовая — Славянск (105 км). Первый на Украине участок электротяги на переменном токе Иловайская — Марцево (112 км) начал работать в 1961 г. В 1962 году открыт участок Знаменка — Мироновка (199 км), с которого началась электрификация Одесской железной дороги.

В 60–80 гг. ХХ в. выполнен большой объем работ по электрификации железных дорог Украины. На электрическую тягу переведен ряд магистралей значительной протяженности с интенсивным движением пассажирских и грузовых поездов. Среди них — участки Киев — Казатин — Львов — Чоп, Киев — Конотоп — Хутор-Михайловский, Фастов — Знаменка — Пятихатки — Красноармейск, Лозовая — Запорожье — Симферополь — Севастополь, Знаменка — Помошная — Одесса. На 1991 г. протяженность электрифицированных железных дорог Украины составляла более 8,5 тыс. км.

Электрификация железных дорог позволяет увеличить пропускную и провозную способность линий, улучшить топливно-энергетический баланс страны, повысит производительность труда и общую культуру работы железнодорожников. Электрическая тяга создает наиболее благоприятные условия для увеличения массы грузовых поездов и скорости их движения. Скоростное и высокоскоростное движение поездов также выгодно осуществлять на электротяге.

После образования независимой Украины электрификация железных дорог продолжалась. Была завершена электрификация участков Жмеринка — Одесса (1994) и Жмеринка — Красне (1998). В 2007 г. завершен перевод на электротягу направления Киев — Харьков. В 2008 г. электрифицированы крупные железнодорожные узлы — станции Полтава-Южная и Кременчуг. В 2011 г. открыто движение поездов на электротяге на участке Полтава — Кременчуг — Користовка. Кроме того, в годы независимости переведены на электротягу участки Здолбунов — Ковель, Коростень — Шепетовка, Дебальцево — Луганск, Фастов — Житомир и другие. Всего в 1991–2015 гг. электрифицировано около 2 тыс. км эксплуатационной длины железных дорог.

В 2012 г. завершилась электрификация участков Полтава-Южная — Красноград и Красноград — Лозовая Южной железной дороги. На этих участках открыто движение электропоездов Hyundai Rotem с максимальной скоростью 160 км/ч.

Электрификация железных дорог Украины начиналась на постоянном токе при напряжении в контактной сети 3 кВ на магистральных линиях и 1,5 кВ на пригородных участках; начиная с 1955 г. она осуществляется только по двум системам: постоянного тока напряжением 3 кВ и переменного тока напряжением 25 кВ. Участки постоянного тока, работавшие на напряжении 750 В и 1,5 кВ, переведены на 3 кВ. В последнее время электрификация ведется в основном на переменном токе.

На 2015 год протяженность электрифицированных железных дорог Украины составляла около 10 тыс. км, в т. ч. на переменном токе — 5,5 тыс. км. Развернутая длина контактной сети, определяемая суммой длин всех главных и станционных электрифицированных путей — около 27,5 тыс. км, в т. ч. на переменном токе — 14,6 тыс. км. Электрифицированные участки составляют 46% общей протяженности железных дорог Украины. На электрической тяге выполняется 91,1% всего объема перевозок «Укрзализныци».

Литература: История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. Т. 2: 1917–1945 гг. СПб., 1997; Фрайфельд А. В. и др. Устройство, сооружение и эксплуатация контактной сети и воздушных линий. М., 1986; Зиновьев Д. История электрификации железных дорог СССР.