В 2002 году произошло значительное событие в истории железных дорог Украины — был запущен в постоянную эксплуатацию первый ускоренный поезд  — «Столичный Экспресс», соединивший две столицы и крупнейших города страны — Харьков и Киев.


«Столичный экспресс» № 161 на станции Харьков-Пассажирский

Этому событию предшествовала большая работа, к которой причастны многие организации и отдельные специалисты. Но главным инициатором и вдохновителем этого дела стал Министр транспорта и связи Украины Георгий Кирпа, занимающий в то время также и должность генерального директора «Укрзалізниці». Для пуска ускоренного поезда необходимо было прежде всего подготовить инфраструктуру (путь, СЦБ, контактная сеть, станционное хозяйство, вокзалы) и подвижной состав (локомотивы и вагоны).

В июне 2002 г. завершена электрификация участка Сагайдак — Полтава-Киевская длиной 48 км. Вместе с монтажом устройств электроснабжения производилась модернизация и ремонт пути. Всего на участке скоростного движения было отремонтировано и реконструировано около 500 км пути.

Проведена полная реконструкция вокзалов, пассажирских платформ и прилегающей территории станций Сагайдак, Братешки, Решетиловка, Уманцовка, Абазовка, Супруновка и др. В Сагайдаке и Полтаве-Киевской созданы районы контактной сети (ЭЧК-8 и ЭЧК-9). Для обеспечения надежного электроснабжения железнодорожных потребителей смонтирована передвижная тяговая подстанция Супруновка 110/27,5 кВ с трансформатором мощностью 32 МВ•А.


Поезд № 177 «Дніпровські зорі» Харьков — Кременчуг на перегоне Вакуленцы Полтава-Южная

Грандиозные по масштабам работы выполнены на станции Полтава-Киевская также в июне 2002 г. Здание вокзала, построенное еще в 1965 году, изменилось до неузнаваемости. В нем были перепланированы помещения: появился просторный кассовый зал, зал ожидания повышенной комфортности. Был реконструирован и пост ЭЦ, который теперь принял современный облик. На пассажирских платформах уложена тротуарная плитка, установлены светильники. Гордостью и украшением станции является новый крытый пешеходный мост, выполненный из металла и стекла. Он был сооружен взамен старого аварийного моста. Территорию станции украсили небольшим фонтаном.

Большое внимание было уделено и подвижному составу для ускоренного движения. Еще в 2001 году на Крюковском вагоностроительном заводе (КВСЗ) создан первый образец отечественного пассажирского вагона. Его проектирование и строительство проходило под эгидой Г. Н. Кирпы. В 2002 году завод выпустил первые восемь вагонов для будущего экспресса.

В локомотивном депо Киев-Пассажирский (ТЧ-1) Юго-Западной железной дороги подготовлен электровоз ЧС8-073, а в локомотивном депо Люботин (ТЧ-4) Южной железной дороги — тепловозы ТЭП70. Последние прошли капитальный ремонт в локомотивном депо Основа (ТЧ-3). Локомотивы получили новую оригинальную окраску, но дополнительными приборами безопасности не оборудовались.

Сумма денежных средств, затраченных на новый поезд и организацию его движения составила около 300 млн. грн.


«Столичный экспресс» № 161 проследует разъезд Кривохатки

В конце мая 2002 г. на железных дорогах Украины введен новый график движения поездов. В этом графике впервые значился новый поезд «Столичный экспресс» Харьков — Киев, которому был присвоен номер 161/162. Предусматривалось курсирование поезда по понедельникам, средам и пятницам. Но это были первые испытательные рейсы с целью определения работоспособности и безопасности нового вида поездов. В связи с этим в июне 2002 г. билеты на экспресс не продавались.

Торжественный пуск нового ускоренного поезда «Столичный экспресс» Харьков — Киев состоялся 11 июля 2002 г. на станции Харьков-Пассажирский. В этом событии приняли участие Президент Украины Леонид Кучма, Министр транспорта — Генеральный директор УЗ Георгий Кирпа, руководство Харьковской области и г. Харькова, начальник Южной железной дороги Виктор Остапчук и др. Глава государства стал первым пассажиром нового поезда, проехав в нем до платформы Рай-Еленовка (на участке Харьков — Люботин).

Торжественные встречи экспресса состоялись в Полтаве и Киеве. Поэтому дата 11 июля 2002 года стала началом не только нового этапа в развитии пассажирского сообщения, но и в развитии железных дорог Украины.


«Столичный экспресс» № 163 на перегоне Кривохатки — разъезд 328 км

С 11 июля 2002 г. поезд в составе восьми вагонов находится в ежедневном обращении. Из Харькова он отправлялся в 07.05, из Киева — в 17.30. Стоимость билета в первый класс составляла 47 грн, второго — 35 грн. От Харькова до Полтавы-Киевской поезд вели два тепловоза ТЭП70, от Полтавы до Киева — электровоз ЧС8. Кроме Полтавы поезд имел двухминутную стоянку в Миргороде, поскольку это курортный город.

15 ноября 2002 г. был запущен второй «Столичный экспресс» № 163/164 Харьков — Киев. Поезд отправлялся из Харькова в 16.27, из Киева — в 06.34. Остановки в пути следования те же — Миргород и Полтава-Киевская. В составе этого поезда было также 8 вагонов производства КВСЗ.

В итоге на УЗ появился новый вид пассажирских поездов — дневные ускоренные поезда, которые завоевали популярность у пассажиров. Это обстоятельство позволило продолжить работу по внедрению таких поездов на УЗ и ЮЖД в частности. Так, 22 апреля 2004 г. в первый пробный рейс отправился дневной ускоренный поезд Харьков — Симферополь. А 10 июня того же года это поезд получил название «Южный экспресс» и отправился в свой первый уже рабочий рейс. В дальнейшем этот скоростной поезд назначался только в летнее время.

10 ноября 2004 г. начал курсировать ускоренный поезд № 191/192 «Сумчанин» сообщением Сумы — Киев.


Поезд «Кремінь» № 173 Кременчуг — Киев на станции Лубны

В 2006 г. началось регулярное движение двух ускоренных поездов, сформированных Полтавской дирекцией ЮЖД. В январе 2006 г. в свой первый рейс отправился поезд № 173/174 «Кремінь» сообщением Кременчуг — Киев, а в марте на ст. Полтава-Киевская торжественно открыли движение поезда № 179/180 «Лтава» по маршруту Полтава — Киев.

Первый поезд состоял из капитально отремонтированных и переоборудованных купейных вагонов, а для второго переданы 4 вагона от первого Столичного экспресса из Харьковского вагонного участка (ВЧ-1) в Полтавский (ВЧ-4). К этому времени в ВЧ-1 поступают новые вагоны КВСЗ для комплектации ускоренных поездов.

Поезд № 173/174 следовал по маршруту Кременчуг — Ромодан — Киев с остановками по станциям Лубны и Гребенка. До Гребенки поезд шел под тепловозом ТЭП70 или ТЭП150 депо Кременчуг, далее с электровозом депо Киев. Курсировал ежедневно кроме среды.

Поезд № 179/180 вначале официально отправлялся от ст. Полтава-Киевская, но вагонное депо, где он формировался, а также локомотивное депо, находятся на ст. Полтава-Южная. Поэтому между двумя вокзалами Полтавы поезд проходил без пассажиров. На ст. Полтава-Киевская к экспрессу прицепляли электровоз из депо Киев. Поезд ходил ежедневно кроме вторника. Остановки: Миргород, Ромодан, Лубны, Гребенка.

Примерно в 2007 г. изменилась технология эксплуатации двух указанных поездов. Во-первых, теперь оба поезда ходили ежедневно кроме вторника. Во-вторых, до ст. Гребенка поезда следовали друг за другом, а по ст. Гребенка соединялись и поезд шел далее на Киев двухгруппным. В обратном направлении производилось разъединение поездов. Первым под электровозом уходила «Лтава». Затем к поезду «Кремінь» прицепляли тепловоз и он шел на Кременчуг. Этот порядок сохраняется и сегодня. При увеличении пассажиропотока в указанные поезда включаются обычные плацкартные вагоны, которые считаются вагонами 3-го класса.


Поезд «Дніпровські зорі» № 177 Харьков — Кременчуг на перегоне Вакуленцы — Полтава-Южная

28 мая 2006 г. на ст. Сумы состоялось торжественное открытие движения ускоренного поезда № 175/176 сообщением Сумы — Шостка. Позже в связи с электрификацией участка Воронежская — Шостка Юго-Западной ж. д. и пуском ускоренных электропоездов сообщением Киев — Шостка поезд Южной ж. д. был отменен. Его водили тепловозы ТЭП70 депо Смородино. Вагоны — по типу поезда Кременчуг — Киев (переоборудованные старые купейные).

3 июня 2006 г. в Кременчуге состоялся торжественный пуск ускоренного поезда № 177/178 «Дніпровські зорі» сообщением Кременчуг — Харьков. 23 июня поезд был временно отменен, а 18 июля отправился в первый рейс обновленным составом. В этом поезде применяются как новые вагоны КВСЗ, так и переоборудованные старые. При надобности в состав включаются вагоны 3-го класса (как и в поезде № 179/180 Полтава — Киев). Остановки: Козельщина, Кобеляки, Полтава-Южная. Поезд ходит ежедневно, отправляясь из Кременчуга в 5.55, из Харькова в 16.34. Локомотив — тепловоз ТЭП70 или ТЭП150 депо Кременчуг на всем маршруте. В последнее время применяют только ТЭП150. Поезд формирования ВЧ-1 Харьков.


Поезд № 131 Харьков — Сумы на станции Харьков-Пассажирский

Со 2 октября 2006 г. начинается движение ускоренного поезда № 131/132 Харьков — Сумы. Этот поезд сформирован из переоборудованных купейных вагонов и пущен вместо рельсового автобуса, который ходил по этому маршруту с начала 2006 г.

2 декабря 2006 г. началось движение ускоренного поезда № 171/172 сообщением Харьков — Донецк. Это поезд уже состоял из переоборудованных купейных вагонов, которые прошли ремонт на Харьковском вагоностроительном заводе (ХВСЗ). В отличие от вагонов предыдущих ускоренных поездов, которые окрашивались по типу «Столичного экспресса», вагоны поезда Харьков — Донецк имели обычную синюю раскраску. Локомотив — ЧС2 или ЧС7 депо Харьков-Октябрь (ТЧ-2).

1 февраля 2007 г. торжественно открыто движение поезда № 173/174 Харьков — Иловайск. Позже этот поезд отменен. Взамен введен ускоренный поезд № 179/180 Харьков — Луганск.

2 августа 2007 г. на ст. Ковяги «Столичный экспресс» № 164 Киев — Харьков столкнулся с люлькой монтажной автомотрисы. Один рабочий погиб и один травмирован. Этот эпизод стал трагическим в истории экспресса.


Поезд «Лтава» № 179 Полтава — Киев на станции Лубны

21 августа 2008 г. торжественно открыта электрификация ст. Полтава-Южная. Теперь поезд № 179/180 Полтава — Киев отправляется и возвращается с пассажирами на эту станцию, проходя весь маршрут с электровозом.

В 2007—2008 гг. осваивается эксплуатация новых электровозов ДС3 с ускоренными поездами. Все реже под поезда №№ 161/162, 163/164 ставится более мощный и надежный ЧС8. Но под короткий поезд № 179/180 Полтава — Киев продолжают подавать и ЧС4. В эти же годы в поезда №№ 161/162 и 163/164 начинают ставить по 9–10 вагонов, их составы на участке Харьков — Полтава начали водить одним тепловозом ТЭП70 вместо двух.

С мая 2009 г. поезда №№ 161/162 и 163/164 на участке Харьков — Полтава следуют под электровозами ВЛ82м, специально подготовленными и перекрашенными в депо Купянск. Обслуживание локомотивов производится локомотивными бригадами депо Харьков-Октябрь.

На 2010 г. в обращении на ЮЖД находятся такие ускоренные поезда:
№ 131/132 Харьков — Сумы;
№№ 161/162, 163/164 «Столичный экспресс» Харьков — Киев;
№ 171/172 Харьков — Донецк (через Лозовую);
№ 173/174 «Кремінь» Кременчуг — Киев;
№ 177/178 «Дніпровські зорі» Харьков — Кременчуг;
№ 179/180 «Лтава» Полтава — Киев;
№ 179/180 Харьков — Луганск (через Красный Лиман).

С 3 ноября 2010 г. введен в обращение новый ускоренный поезд: № 173/174 «Восточный экспресс» Харьков — Днепропетровск. Этот поезд сформирован на Приднепровской железной дороге, следует ежедневно кроме вторника. В составе экспресса — капитально отремонтированные и переоборудованные вагоны-рестораны.

29 мая 2011 года с вводом нового графика движения поездов ускоренный поезд № 131/132 Харьков — Сумы был отменен, а вместо него запущен двухгруппный скорый поезд № 117/118 Харьков — Сумы — Москва. В сентябре состав этого поезда был обновлен, а сам поезд получил название «Иван Кожедуб» в честь легендарного летчика-истребителя. Открытие движения этого поезда состоялось 2 сентября и было приурочено ко Дню освобождения города Сумы от немецко-фашистских захватчиков. Торжественные мероприятия состоялись на вокзалах Харьков-Пассажирский и Сумы.