Кременчуг — станция, узел полтавского, знаменского и ромодановского направлений, за 119 км от ст. Полтава-Южная, за 114 км от ст. Ромодан, за 97 км от ст. Знаменка-Пассажирская. Находится в г. Кременчуг (население ок. 220 тыс. чел.), крупном промышленном и культурном центре Полтавской области. Станция — сортировочная внеклассная.


Вокзал станции Кременчуг

Город Кременчуг имеет развитую транспортную инфраструктуру. Кроме железнодорожного узла в городе находится речной порт на Днепре.

Железнодорожная история Кременчуга начинается в 60 гг. XIX в., когда было принято решение о строительстве железной дороги, которая могла бы связать Москву и Харьков с портами на Черном море. Кроме того, Кременчуг стоит на важнейшей водной артерии Украины — Днепре и на перекрестке старинных торговых путей — Ромодановского и Муравского. Через Кременчуг проходили торгующие турецкими товарами купцы. В 1754 году в городе учредили таможню. Как видим, строительство железной дороги через Кременчуг было делом черезвычайно выгодным. Строительство Харьково-Николаевской железной дороги велось с 1869 по 1873 г. Движение поездов по линии Полтава — Кременчуг началось уже в 1870 г. В 1872 г. построен мост через Днепр и железнодорожные пути потянулись дальше на юг.

В 1888 году Кременчуг соединяется с балтийским портом Либава (Лиепая). Два железнодорожных вокзала — Кременчуг и Крюков, большая пристань — эти своеобразные ворота города приняли новый поток купцов и предпринимателей, увеличивался городской бюджет.

В 1874 г. открыты вагоноремонтные мастерские Харьковско-Николаевской железной дороги, на базе которых в дальнейшем возник Крюковский вагоностроительный завод.


Вид станции Кременчуг с моста

Первая забастовка рабочих железнодорожных мастерских состоялась в 1881 году. В 1901–1904 гг. в Корюковских мастерских прошли новые забастовки. 10 октября 1905 года рабочие мастерских и железнодорожники кременчугского узла, проявляя солидарность с железнодорожниками Москвы, начали стачку. 12 декабря в ходе всеобщей забастовки рабочие захватили станцию, депо, состоялись забастовки в вагонных мастерских. Руководили революционным движением рабочие мастерских П. И. Водяницкий, И. Ф. Котлов, А. К. Потапов-Годин, П. И. Свистун, А. К. Сербиченко, И. Шакун.

Железнодорожники Кременчуга принимали активное участие в Гражданской войне. На линиях кременчугского узла сражались бронепоезда, среди них — бронепоезд под командованием матроса Железнякова. Война нанесла немалый ущерб железнодорожным коммуникациям. В 20-е гг. утраченное восстанавливается.

В 30-е гг. на железнодорожном транспорте развивается движение машинистов-кривоносовцев, среди них — кременчужане В. И. Дробаха и П. Х. Заведий.

В 1941 г. началась Великая Отечественная война. Из Кременчуга вывезено 1100 вагонов материальных ценностей. Железнодорожники Кременчуга героически боролись с немецко-фашистскими захватчиками. 29 сентября 1943 г. город был освобожден.


Станция Кременчуг в 1990-е годы

После войны железнодорожный узел Кременчуга возрождается. В 60-70 гг. началось строительство многих промышленных предприятий, что само собой вызвало развитие железнодорожных перевозок. Вvэтот же преиод на железных доргах вводится тепловозная тяга, автоблокировка, модернизируется железнодорожная техника. В локомотивном депо Кременчуг эксплуатируются мощные грузовые тепловозы 2ТЭ116. В послевоенный период на станции соорудили и новое здание вокзала.

Сегодня кременчугский железнодорожный узел — это комплекс мощных предприятий. На узле выполняется более 80% погрузки в Полтавской дирекции и свыше 60% на Южной железной дороге. Кременчугский узел — это восемь станций: Кременчуг, Кагамлыкская, Золотнишино, Крюков-на-Днепре, Редуты, Левобережная, Большая Кохновка, Светловодск. Каждая из них обслуживает определенные помышленные предприятия: так, в сфере обслуживания ст. Крюков-на-Днепре — карьероуправление, вагностроительный и сталелитейный заводы, Левобережная — Светловодское карьероуправление и объединение «Днепроэнергострой», Редуты — гранитный карьер и щебневый завод, Большая Кохновка — автозавод КрАЗ и колесный завод, Светловодск — заводы ЖБИ, «Спецжелезобетон» и завод по изготовлению силикатного кирпича.

На узле выполняют погрузку железной руды (100% на ЮЖД), нефтеналивных грузов (70%), строительных грузов (90%). Главный пункт подготовки составов под погрузку — станция Кременчуг. На ст. Кагамлыкская — промывочно-пропарочная станция. На станциях Кременчуг и Золотнишино были оборудованы специальные пункты подготовки вагонов, на ст. Кагамлыкская выполнен большой объем ремонтных работ, поскоьку в последнее время на узле выросла потребность в отправлении наливных грузов. На горочном комплексе ст. Кременчуг в среднем за сутки перерабатывается 1700 вагонов. Здесь трудятся лучшие по профессии железнодорожники В. Чирва, Л. Крысина, Г. Курилов, В. Попенко. Новатором в области организации железнодорожных перевозк является Почетный железнодорожник Дмитрий Кирюхин. Коллектив ст. Золотнишино по итогам дорожного соревнования в первом полугодии 2003 года занял почетное второе место.

Прямое пассажирское железнодорожное сообщение Кременчуг имеет с Киевом, Харьковом, Москвой, Львовом, Одессой, Луганском, Днепропетровском и др. крупными городами. Пригородные поезда ходят на Полтаву, Ромодан, Глобино, Хорол, Павлыш. В Кременчуге — локомотивное депо (ТЧ-6), где эксплуатируются тепловозы 2ТЭ116, ТЭП70, ТЭП150 (машины 001-004) и ЧМЭ3, подразделение Полтавского вагонного участка (ВЧ-4), дистанция пути (ПЧ-12). В 2007 г. создана Кременчугская дистанция электроснабжения (ЭЧ-8). Таким образом, Кременчуг является одним из важнейших железнодорожных узлов не только Полтавской дирекции и ЮЖД, но и всей сети железных дорог Украины.

В августе 2005 г. вокзальный комплекс станции Кременчуг был торжественно открыт после реконструкции.

19 января 2006 г. был торжественно пущен скоростной поезд №173/174 «Кремінь» сообщением Кременчуг — Киев, а позже — и №177/178 «Дніпровські Зорі» Харьков — Кременчуг.

В ближайшие годы намечена электрификация линии Користовка — Кременчуг — Полтава. В связи с этим в 2007 г. в Кременчуге создана новая дистанция электроснабжения (ЭЧ-8), которую возглавил В. Г. Гордиевский.

Инфраструктура станции

Движение пассажирских поездов

Движение пригородных поездов

Коммерческие операции

По состоянию на 2010 год на станции производятся следующие коммерческие операции:

Источники