Купянск-Узловой — станция, узел харьковского, валуйского, дебальцевского, святогорского и волчанского направлений, за 132 км от ст. Харьков-Пассажирский, за 58 км от ст. Сватово, за 69 км от ст. Святогорск. Находится в пгт Купянск-Узловой Купянского района Харьковской области.


Станция Купянск-Узловой

По характеру работы станция является узловой стыковой, 1 класса.

Станция Купянск-Узловой является главной станцией Купянской дирекции железнодорожных перевозок (ДН-5). Здесь размещено управление ДН-5, а также многие линейные предприятия железнодорожного транспорта: дистанции пути, электроснабжения, гражданских сооружений, восстановительный поезд и т. д.

А начиналась история станции так. В 1895 году вошла в строй железнодорожная линия Балашов — Купянск — Харьков-Балашовский, получившая название «Балашовский ход», соединившая Восточную Россию с Донбассом и железной дорогой Москва — Харьков — Севастополь. Постройкой линии занималось акционерное общество Юго-Восточных железных дорог, в составе которых в дореволюционный период и входила линия Балашов — Купянск — Харьков. Станция Купянск-Узловой сооружена в лесном массиве, среди озер и рек. Ближайший населенный — город Купянск — находился в 8 км отсюда. Это определило его дальнейшую судьбу — железнодорожную. Для работы на станции Купянск.-Узл., в паровозное депо и дистанцию пути приехали рабочие и специалисты с железных дорог России, главным образом из Воронежской губернии, что легло в основу национального и социального характера поселка железнодорожников.

На ст. Купянск-Узл., расположенной на месте бывшего хутора Локтионовка, было построено паровозное депо I класса (основное) на 12 паровозов, на станции уложено 14 путей: 9 в Балашовском парке и 5 в Лисичанском, в общей сложности 11 верст и 40 стрелок. Между станцией и городом было несколько железнодорожных домов и 7 хатенок. Этот населенный пункт носил название Гнидовка. На ст. Купянск-Узл. с северной стороны сооружена Волчанская платформа с двумя тупиковыми путями для пригородного поезда (после открытия линии Купянск — Волчанск — Белгород, 1901 г.). Линия Купянск — Лисичанск сооружена в 1895 г., как и Балашовский ход.


Пост ЭЦ станции

Как повествует «Спутник пассажира за 1901 год», несмотря на то, что Купянск-Узл. преимущественно транзитно-узловой пункт, самостоятельная деятельность весьма значительна. Так, в 1898 г. станцией отправлено 803942 пуда (12863 т) главным образом хлебных грузов и отчасти извести. В то же время станция получила различных грузов 237260 пудов (3796 т). Кроме того, обе станции Купянск-Узловой и Купянск-Город за год отправили 4890 голов скота.

Станции Купяск-Узл. «Спутник пассажира» дает следующую характеристику: «Станция Купянск-Узловой III класса. Буфет с горячими блюдами, телеграф и почтовое отделение. Песчаная, пустынная местность возле станции, благодаря массе железнодорожных служащих, в настоящее время превратилась в небольшой городок с базаром, лавками...».

10 октября 1905 г. на станции приостановилось движение поездов, прекратил работу железнодорожный телеграф. Рабочие провели митинг, на котором присутствовало около 600 человек. Был избран стачечный комитет, руководили которым телеграфист Н. Г. Чистяков и начальник Купянской дистанции пути инженер И. В. Нестеров. 21 декабря выступление было подавлено.

Во время Гражданской войны станция неоднократно подвергалась нападениям и переходила из рук в руки. Окончательно освобождена Красной Армией 17 декабря 1919 года.

После войны станция развивается. В 1927 г. началась прокладка новых станционных путей. Ширится кривоносовское движение: новый метод вождения тяжеловесных поездов наследовали многие машинисты паровозного депо Купянск-Узловой: А. Ф. Печерица, В. Е. Козаков, Н. Ф. Реуцкий и другие. В 1939-1940 гг. сооружена ветка Купянск — Святогорск. Станция стала узлом пяти направлений.


Станция

Во время Великой Отечественной войны на станции располагалось управление военного коменданта Купянского отделения и еще шесть армейских упралений. Действовало несколько бронепоездов. Общая продолжительность бомбежки узда — 16 месяцев. До конца августа 1943 г. узел находился в прифронтовой полосе. Освобожден 2 февраля 1943 г.

После войны железнодорожное хозяйство восстанавливается. С 1946 г. станция — центр Купянского отделения Северо-Донецкой железной дороги. По итогам работы за февраль 1949 г. МПС присудило первое место по сети железных дорог паровозному депо Купянск. В 1952 г. было построено новое паровозное депо на ст. Купянск-Сорт. и депо Купянск-Узловой постепенно ликвидируется. С 1956 г. — станция и прилегающие линии — в составе ЮЖД.

Развивается и поселок Купянск-Узловой: в нем сооружаются Дом культуры, многоэтажные дома, учреждения образования, магазины. Асфальтируются улицы, прокладывается канализация и отопление в квартирах.

В 1967 г. контактная сеть накрыла станцию Купянск-Узловой и другие станции Купянского и Валуйского узлов, в 1971–1972 гг. проводится электрификация участка Купянск — Основа. Станция Граково стала станцией стыкования переменного и постоянного токов. Эксплуатируются электровозы ВЛ80к, ВЛ80т, ВЛ82, позже ВЛ82м. В 1990 г. на предприятиях и в учреждениях узла работало около 8000 чел., а население поселка составляло 15000 чел. В 1992 г. в Доме науки и техники был открыт Народный музей истории Купянского узла. Его организатором и первым директором был О. К. Костенко — пенсионер, бывший начальник отдела локоимотивного и вагонного хозяйства Купянского отделения.


Станция

Со временем нагрузка на станцию снижалась. Так, с сооружением в 1911 г. линии Красный Лиман — основа значительная часть грузопотока была отвлечена с линии Дебальцево — Купянск. С 1940 г. после сооружения участка Купянск — Святогорск часть грузов из Донбасса пошла на станцию Купянск-Сорт., на которой сосредоточилась практически вся работа по формированию и расформированию поездов. В 1958 г., после сооружения обводного пути от поста 134 км до парка прибытия ст. Купянск-Сорт., какая либо работа с грузовыми поездами на станции Купянск-Узловой прекратилась и она стала транзитной. В 1955 г. закрыто паровозное депо на станции, а в 1957 г. — топливный склад, Купянск-Узловой фактически стал пассажирской станцией, на которой производится смена локомотивов и оборот пассажирских и пригородных поездов.

В 2002 г. штат ст. Купянск-Узловой насчитывал 24 человека, начальник станции — Лазаренко Ольга Петровна.

В конце 2005 г. было принято решение о строительстве нового вокзала берегового типа на станции взамен старого островного. Строительство вокзала завершилось в августе 2009 г. В День Независимости Украины 24 августа 2009 г. новый вокзал был торжественно открыт. В новом здании разместились не только работники вокзала, а и представители различных служб, выполняющих свою работу на станции.

В 2006 г. на участке Купянск — Харьков начал курсировать рельсовый автобус серии 620М (см. Новая техника на дороге), но через год он был передан в локомотивное депо Смородино и движение рельсовых автобусов здесь прекратилось.

Инфраструктура станции

Движение пассажирских поездов

Движение пригородных поездов

Коммерческие операции

По состоянию на 2010 год на станции производятся следующие коммерческие операции:

Источники