Купянск-Южный — cтанция на линии Купянск-Сортировочный — Волчанск — Белгород, за 6 км от ст. Купянск-Сортировочный, за 104 км от ст. Волчанск. Находится в г. Купянск, районном центре Харьковской области.

По характеру работы станция является промежуточной, 5 класса.

Город Купянск был основан в 1655 году, когда Слободская Украина интенсивно заселялась выходцами из Правобережной Украины, спасавшимися от польско-шляхетского гнета, и назывался он в то время Купянкой. Это была укрепленная казацкая слобода Харьковского полка. На высоком крутом берегу Оскола была сооружена крепость с семью бастионами. Крепость выполняла оборонительные функции против татарских набегов. Как город, Купянск упоминается в царской грамоте в 1685 году под названием Купецкий. В архивах конца 18 века город начали именовать Купянском. В 18–19 вв. Купянск развивался медленно, в осноном как административный центр Купянского уезда. Население занималось сельским хозяйством и торговлей.

Значительное развитие города и уезда насалось в конце 19 в. с сооружением железнодорожных линий Балашов — Харьков и Лисичанск — Купянск в 1895 году. В 1896 г. была открыта линия Белгород — Волчанск, а в 1901 г. вошел в строй участок Волчанск — Купянск. На станции Купянск-Город были построены вагонные мастерские и паровозное депо со стойлами на два паровоза. Линия тогда проходила по маршруту Купянск-Город — Купянск-Екатерининский (Сортировочный) — Куриловка по путепроводу напротив нынешнего вагонного депо, а под ним проходила линия Купянск-Узловой — Валуйки. В начале 20 в. сооружаются пивоваренный, известковый, кирпичный заводы, растет торговля хлебом и скотом. Развитию края стала преградой Гражданская война 1917–1920 гг. В районе Купянска военные действия прекратились полностью в 1920 г. В городе базировался 3-й Запорожский Украинский полк войск Центральной Рады.

В 1932 г. с развитием станции Купянск-Сортировочный был построен пост Оливино с ответвлением на ст. Купянск-Город. Строительство окончено в 1934 г. На станции располагалась дистанция пути.

После окончания Великой Отечественной войны Купянский узел восстанавливается. В 1967 г. узел электрифицируется. На электротягу (переменный ток) был переведен и участок Оливино — Купянск-Южный. В городе сооружаются новые промышленные предприятия: сахарный, молочно-консервный, мясной, домостроительный комбинаты, литейный завод и ряд предприятий швейной, мебельной, пищевой и местной промышленности. На станции — дистанция пути (ПЧ-16), которая обслуживает участки Купянск — Волчанск, Купянск — Сватово, Купянск — Тополи и станцию Купянск-Сорт. В наше время произведен ремонт станционного комплекса и путевого хозяйства. Такие же работы выполнены и по всей линии.

Инфраструктура станции

Движение пассажирских поездов

Движение пригородных поездов

Коммерческие операции

По состоянию на 2010 год на станции производятся следующие коммерческие операции:

Использованные источники