Станция Лозовая — СКЮМ

Лозовая — станция, узел харьковского, симферопольского, полтавского и славянского направлений, за 152 км от ст. Харьков-Пассажирский, за 176 км от ст. Полтава-Южная. Находится в г. Лозовая, крупном промышленном и культурном центре Харьковской области.

По характеру работы станция является сортировочной, внеклассной.

В состав Южной железной дороги времен Российской империи, кроме Харьково-Николаевской, входила и Лозово-Севастопольская железная дорога, которая проходила от Лозовой до Мелитополя, Симферополя и заканчивалась в Севастополе. Эту дорогу строили в 1869–1875 гг.

Лозовской железнодорожный узел образовался на пересечении Курско-Харьково-Азовской и Лозово-Севастопольской дорог. В 1903 году до станции Лозовая продолжили частную Киево-Полтавскую железную дорогу.

В то время узел состоял из двух станций — Лозовая-Азовская и Лозовая-Севастопольская. В конце XIX века возникла необходимость переименования первой станции в Панютино и второй в Лозовую, дабы избежать путаницы с грузами и почтой.

Тогда же возник вопрос о повышении пропускной способности некоторых железных дорог. 8 июля 1889 года вышел указ Императора о постройке на станции Лозовая нового вокзала — здания, общего для Лозово-Севастопольской и Курско-Харьково-Азовской магистралей за счет обеих дорог.

Строительство вокзала было завершено в декабре 1892 г., а открытие состоялось 14 сентября 1893 года. С этого момента ведет начало история вокзала ст. Лозовая.

В энциклопедическом словаре Брокгауза (1896) Лозовая описывается как «поселение на частной земле с первоклассной железнодорожной станцией».

Гражданская и Великая Отечественная война принесли станции немалый вред. Здание вокзала было разрушено, а после войны 1941-1945 гг. восстановлено по проекту главного архитектора Е. Лымаря и архитектора Цейтлина. Современное здание лозовского вокзала сдано в эксплуатацию в 1950 г.

Поскольку станция Лозовая расположена на пересечении железных дорог с очень интенсивным движением пассажирских и грузовых поездов, назрела необходимость в электрификации железнодорожных линий. Электрификация участка Харьков — Лозовая постоянным током 3 кВ состоялась в 1958 году (открытие участка — 2 ноября). Позже на электрическую тягу переведены участки Лозовая — Севастополь и Лозовая — Донбасс. В локомотивном депо Лозовая (ТЧ-9) началась эксплуатация электровозов серии ВЛ22м и ВЛ23, позже в депо поступили мощные электровозы серии ВЛ11.8.

Cовременная Лозовая — это большая сортировочная станция, локомотивное депо и другие предприятия желенодорожного транспорта.

Пассажирские поезда, пересекающие лозовской узел, соединяют Москву, Киев и Харьков с Донбассом, Приднепровьем, Крымом, Кавказом. В структуре перевозимых грузов — донецкий уголь, черные металлы, продукция машиностроительной индустрии.

В Лозовой делают остановку такие фирменные поезда, как 15/16 «Приднепровье» Днепропетровск — Москва, 19/20 «Лугань» Луганск — Киев. Пригороднные участки обслуживают электро- и дизель-поезда. На станции производят смену локомотивов.

В 2003 году вокзал станции Лозовая отметил свое 110-летие. Этому событию посвятили специальный стенд, который разместили на стене в кассовом зале.

Поезда на Лозовской вокзал прибывают на две стороны: Азовскую (поезда Славянского направления) и Севастопольскую (Павлоградского направления). Поезда на Харьков и Полтаву могут прибывать на любую сторону вокзала. Станция Лозовая — один из крупнейших железнодорожных узлов Украины.

Инфраструктура станции

Движение пассажирских поездов

Движение пригородных поездов

Источники