Ромны — станция на линии Ромодан — Бахмач, за 99 км от ст. Ромодан, за 78 км от ст. Бахмач-Пассажирский. Находится в г. Ромны, крупном промышленном и культурном центре Сумской области.


Станция Веселый Подол

По характеру работы станция является участковой, 1 класса.

Возникла станция в 70–80 гг. 19 в. во время строительства Либаво-Роменской железной дороги, соединившей города Кременчуг и Либава (ныне г. Лиепая, Латвия). В 1874 году завершено строительство железной дороги Либава — Ромны, соединившей балтийский порт Либава с Ромнами.

18 мая 1885 года распоряжением Комитета Министров и казны было начато строительство Роменского участка от станции Кременчуг до станции Ромны длиной 200 верст. 1 ноября 1887 года открылось движение от ст. Кременчуг до ст. Лохвица (150 верст), а 1 октября 1888 года весь участок от Кременчуга до станции Ромны был введен в эксплуатацию. Строительством руководил бывший первый начальник Харьково-Николаевской железной дороги инженер путей сообщения В. Печковский. В северном направлении линия пролегла до Бахмача и далее до Либавы. На станции организовано паровозное депо.

Экономическое значение этой линии было весьма значительным. По ней осуществлялся вывоз хлеба из богатых урожаями южных губерний к портам Балтийского моря. В 70-х гг. XIX в. в городе Ромны построен большой элеватор. Его старое здание сохранилось до наших дней.

В связи с реформой структуры управления Южной железной дорогой в 1936 г. Ромны стали центром одного из ее отделений — Роменского отделения ЮЖД. Впоследствии это отделение объединено с Полтавским.


Станция Веселый Подол

После войны 1941-1945 гг. станция восстанавливается. Сооружено новое здание пассажирского вокзала 3 класса. Паровозы серии Эр, эксплуатирующиеся на линии, заменяются тепловозами. Сначала это были ТЭ3 (грузовое движение) и ТЭП60 (пассажирское), позже заменены на более мощные 2ТЭ116 (грузовые) и ТЭП70 (пассажирские). Маневровую работу на станции выполняют тепловозы ЧМЭ3.

Участок Кременчуг — Ромодан — Ромны оборудован автоматической, а участок Ромны — Бахмач — полуавтоматической блокировкой и ручным переводом стрелок. В Ромнах также находится локомотивное депо (ТЧ-7), Роменская дистанция пути (ПЧ-13) и пожарный поезд.

Тяга — тепловозная. Эксплуатируются тепловозы 2ТЭ116, ТЭП70 и ЧМЭ3 локомотивного депо Ромны с грузовыми, пассажирскими и пригородными поездами. Последние состоят из плацкартных и общих пассажирских вагонов.

В наше время выполнены масштабные работы по реконструкции вокзального комплекса ст. Ромны. Отремонтирован и окрашен в светло-розовый цвет вокзал, уложена тротуарной плиткой первая платформа, на ней поставлены новые скамейки с навесами и светильники. С металлического моста через пути открывается панорама города, станции и локомотивгого депо, на территории которого установлен памятник — деталь кузова паровоза СО17. Благоустроена привокзальная площадь, на которой рядом с железнодорожным вокзалом разместился автовокзал, что является весьма удобным для пассажиров.

Инфраструктура станции

Движение пассажирских поездов

Движение пригородных поездов

Использованные источники