Купянская дирекция железнодорожных перевозок, пгт Купянск-Узловой, Харьковская обл., Украина.
Харьков — Купянск — Тополи с ветвями
Терновое
Разъезд Зеленый Колодезь
Мохнач
Эсхар
Чугуев
Разъезд Скрипаи
Коробочкино
Граково
Шевченково-Южное
Первомайское-Южное
Гроза
Староверовка
Прокофьевка
Купянск-Узловой
Купянск-Сортировочный
Заосколье
Молчаново
Двуречная
Тополи
Купянск-Узловой — Святогорск
Ковшаровка
Скоростной
Имени Олега Крючкова (Колхозная)
Преддонбассовская
Радьковские Пески
Разъезд Рубцы
Тропа
Купянск-Узловой — Сватово
Куриловка
Кисловка
Куземовка
Купянск-Узловой — Волчанск
Купянск-Южный
Моначиновка
Гусинка
Шиповатое
Бурлук
Приколотное
Белый Колодезь
Волчанск
Купянская дирекция железнодорожных перевозок (ДН-5) — структурное подразделение ЮЖД, которое осуществляет перевозки пассажиров и грузов на линиях, входящих в ее состав, и расположенных в Харьковской и Луганской областях.
Все предыдущие дирекции Южной железной дороги (Харьковская, Полтавская и Сумская) имеют свои управления в областных центрах, больших городах, и лишь управление Купянской дирекции (ДН-5), как и многие линейные предприятия, ей подчиненные, разместилось в небольшом поселке Купянск-Узловой Харьковской области.
Возникновение Купянского железнодорожного узла связано с развитием Донецкого каменноугольного бассейна. В 1790 г. в районе Лисьей балки (ныне г. Лисичанск Луганской области) была открыта первая шахта. С развитием угольной промышленности в крае начали сооружаться железные дороги, по которым уголь доставлялся потребителям. В 1878 г. вошла в строй линия Дебальцево — Попасная, а в 1879 г. — Попасная — Лисичанск. Промышленники стали ходатайствовать перед правительством о строительстве линии Лисичанск — Купянск. Они мотивировали это тем, что новая линия на 165 верст сократит путь углю от Лисичанска до Харькова и удешевит его перевозку. Однако это предложение не получило поддержки, и только через 15 лет акционерное общество Юго-Восточных железных дорог добилось разрешения на сооружение линии Балашов — Купянск — Харьков-Балашовский и ветки Купянск — Лисичанск, строительство которых завершилось в декабре 1895 года. На ст. Купянск-Узловой было построено паровозное депо.
В 1901 г. участок Дебальцево — Купянск передан Екатерининской железной дороге и продлен до Волчанска (линия Белгород — Волчанск открыта в 1896 г.). Таким образом, участок Купянск — Белгород вошел в строй окончательно в 1901 г. и Купянск стал узлом 4-х направлений. На ст. Купянск-Город (ныне Купянск-Южный) построены вагонные мастерские и паровозное депо на 2 паровоза. Одновременно была построена и ст. Купянск-Екатерининский (ныне Купянск-Сортировочный) также с депо на 2 паровоза. Эта станция развивалась с 1902 по 1914 гг. как обменный пункт между Юго-Восточной и Екатерининской железными дорогами.
Основной серией паровозов были товарные Ов и пассажирские Нв. Вагоны были двухосные, грузоподъемностью 10 т, на винтовой сцепке. Вес поезда составлял 250–260 т. Электрического освещения на станционных путях и в квартирах железнодорожников не было. Графика движения грузовых поездов не было. Станция Купянск-Узловой имела III класс, на станции был буфет, телеграф и почтовое отделение. К 1905 г. на узле трудилось уже около 600 человек. Купянские железнодорожники принимали активное участие во Всероссийской стачке 1905 года, все их выступления были подавлены властями.
В годы Гражданской войны купянские железнодорожники сражались в рядах Красной Армии. В составе 13-й Армии южного фронта действовал бронепоезд «Власть Советам», организатором и командиром которого была 23-летняя Людмила Георгиевна Макиевская. Бронепоезд вел бои на участке Купянск — Дебальцево. В 1919 г. Купянский узел был захвачен Добровольческой Армией, но в том же году освобожден Красной Армией.
После войны железнодорожное хозяйство восстанавливается. В 1930 г. вступило в строй вагонное депо, в 1932 г. развернулось строительство сортировочной горки на ст. Купянск-Сортировочный Купянский узел входил тогда а состав Донецкой железной дорги как Купянский эксплуатационный район, реорганизованный в 1934 г. в отделение службы движения. В том же году разработан и внедрен общесетевой график движения поездов. На Купянском узле развивается кривоносовское движение. В 1939–1940 гг. построен участок Купянск — Славяногорск (Святогорск).
В годы Великой Отечественной войны железнодорожник Купянска воевали в рядах Красной Армии и работали в прифронтовой зоне.
После окончания войны разрушенная инфраструктура железных дорог восстанавливается. В 1946 г. создается Купянское отделение Северо-Донецкой железной дороги, в которое вошли отделения движения и паровозного хозяйства, а также все предприятия Купянского и Валуйского узлов. Ширилось движение машинистов-тяжеловесников. С 15.05.1953 г. Купянское отделение вошло в состав Донецкой железной дорги, а с 31.03.1956 г. оно было передано в состав Южной железной дороги.
В 1958 г. был построен обводной путь от железнодорожного моста через р. Оскол, минуя пос. Купянск-Узловой с восточной стороны, и вводом на парк прибытия ст. Купянск-Сортировочный В 1959 г. началась подготовка технических кадров для перехода с паровозной тяги на тепловозную. Первый тепловоз ТЭ3-500 постройки Харьковского завода им. Малышева прибыл в локомотивное депо в начале июня 1961 г. В конце 1961 г. паровозы заменили на тепловозы на участке Купянск — Красный Лиман, а в 1962 г. — на участке Купянск — Основа (для пассажирских поездов Купянск — Харьков).
В сязи с электрификацией железной дороги Пенза — Валуйки было принято решение об электрификации участка Валуйки — Купянск (начало 1964 г.) В 1967 г. сооружены устройства электроснабжения на Валуйском и Купянском узлах: тяговые подстанции Валуйки, Тополи и Куриловка, контактная сеть переменного тока напряжением 27,5 кВ. 1.01.1968 г. электровозы ВЛ80 повели грузовые поезда от Лисок до Купянска, а ВЛ60 и ЧС4 — пассажирские поезда из Балашова до Купянска. С 1971 г. в депо Купянск поступают электровозы двойного питания ВЛ82, а с 1972 г. — более мощные ВЛ82м. В 1963-1970 гг. на участке Купянск — Основа укладываются вторые пути, в 1971–1972 гг. пороводится электрификация этого участка. На станции стыкования постоянного и переменного токов Граково, станциях Чугуев, Шевченково-Южное и Зеленый Колодезь сооружаются тяговые подстанции. В 1977 на электрическую тягу переводится участок Купянск — Святогорск, сооружается тяговая подстанция Преддонбассовская. В июне 1974 года снят последний семафор на ст. Моначиновка (линия Купянск — Белгород). Линии Купянского отделения ЮЖД (НОД-5) оснащаются автоблокировкой, электрической централизацией, горочной автоматической централизацией.
Одновременно с распадом СССР произошло разделение единой железнодорожной сети. В 1992 г. к России отошел участок Валуйки — Старобельск и Валуйский узел, к Купянскому отделению добавился участок Приколотное — Волчанск. С 1.10.1996 г. отделение преобразовано в Купянский регион железнодорожных перевозок, а с 1.09.2000 г. — в Купянскую дирекцию (ДН-5). В состав ДН-5 входят станции Купянск-Узловой, Купянск-Сортировочный, Купянск-Южный и линии Купянск — Основа, Купянск — Тополи, Купянск — Сватово, Купянск — Святогорск и Купянск — Волчанск. Всего на пяти линиях 38 станций. Купянская дирекция обслуживает более 100 предприятий региона.
С 1999 г. начали расти объемы перевозок и доходы железной дороги, повысилось качество ремонтных работ, обновляется подвижной состав. В 2005 г. начались рейсы рельсового автобуса серии 620М по маршрутам Харьков — Тополи и Харьков — Радьковские Пески. В перспективе — строительство нового вокзала на ст. Купянск-Узловой.
На дирекции предоставляются услуги по перевозке грузов, пассажиров, грузобагажа и почты с принятием и выдачей грузов вагонными отправками и в контейнерах.
В состав дирекции входят железнодорожные линии:
Харьков — Купянск
Купянск — Валуйки
Купянск — Святогорск
Купянск — Сватово
Купянск — Волчанск