Служба пригородных пассажирских перевозок (НРП) обеспечивает эксплуатацию и ремонт моторвагонного подвижного состава: электропоездов, дизель-поездов и рельсовых автобусов.

История

Во времена паровозной тяги на ЮЖД не было моторвагонного подвижного состава. Пригородные перевозки осуществлялись поездами, которые состояли из паровоза и пригородных вагонов.

В 1957 году электрифицирован участок Белгород — Харьков. Это событие ознаменовало зарождение электрической тяги не только в пассажирском, но и в пригородном движении. Электрификацию участка Белгород — Харьков открывал электропоезд серии Ср3. Такие же электропоезда вскоре стали эксплуатироваться на Харьковском узле.


В моторвагонном депо Полтава

В 1960 году на базе электровозного депо «Октябрь» (ТЧ-2) образовано моторвагонное депо Харьков (ТЧ-14), которое обслуживает моторвагонный подвижной состав. Территория предприятия находится в районе разъезда 8 км и платформы Верещаковка-Балашовская.

В дальнейшем электропоезда серии Ср3 заменяются более совершенными ЭР2, часть которых передается из Харькова в локомотивное депо Люботин (ТЧ-4). В 80-е гг. ХХ в. в моторвагонное депо Харьков поступают электропоезда серий ЭР2Р и ЭР2Т, оборудованные рекуперативным и реостатным торможением.

В 1967 г. электрифицированы участки Балашов — Купянск — Граково (на переменном токе), Граково — Основа (на постоянном токе). В связи с этим в локомотивное депо Купянск (ТЧ-15) поступают электропоезда серии ЭР9П и ЭР9М, которые эксплуатируются на участках Купянского узла и сейчас.


Электропоезд ЭР9М-506

В 1960-х гг. на Южной железной дороге начинается освоение тепловозной тяги, происходит постепенная замена паровозов тепловозами на неэлектрифицированных участках. Некоторые серии паровозов, например, Су, переводятся в пригородное движение. Позднее в локомотивные депо Полтава (ТЧ-5) и Гребенка (ТЧ-12) поступают дизель-поезда серии ДР1 и ДР1П, а вскоре и ДР1А, которые эксплуатируются на линиях Полтавского отделения ЮЖД. На участке Люботин — Сумы и некоторых других применяются пригородные поезда с локомотивной тягой с тепловозами ТЭП10, ТЭП60, ТЭП70, ЧМЭ3.

По мере истечения срока службы электропоездов Ср3 и дизель-поездов ДР1, ДР1П, они списываются. В 90-е гг. в парке моторвагонного подвижного состава ЮЖД остаются электропоезда ЭР2, ЭР2Р, ЭР2Т, ЭР9П, ЭР9М и ДР1А. В моторвагонное депо Харьков поступает электропоезд производства Торжокского вагоностроительного завода (Россия) ЭТ2-007, ставший единственным электропоездом этой серии на ЮЖД.

В 2001–2003 гг. в связи с электрификацией участка Гребенка — Полтава дизель-поезда депо Гребенка передаются в Полтаву, а для обслуживания участков Гребенка — Бахмач и Прилуки — Нежин дизель-поезда командируются из Полтавы в Гребенку.

До 2003 г. на участке Гребенка — Ромодан наряду с дизель-поездами ДР1А депо Полтава пригородное сообщение обслуживали электропоезда ЭР9М и ЭД9М депо Фастов Юго-Западной железной дороги.

В 2003 г. в депо Гребенка поступают два электропоезда ЭР9М (номера 506 и 507) из депо Фастов Юго-Западной ж. д. Наряду с ними применяются пригородные поезда с локомотивной тягой (электровозы ВЛ80к, ВЛ80т). В 2005 г. в это же депо поступает новый электропоезд ЕПЛ9Т-013 производства компании «Лугансктепловоз». В 2007–2008 гг. поступают электропоезда ЭР9М-523 (из депо Купянск) и ЕПЛ9Т-015.


Рельсовый автобус 620М-001 на станции Харьков-Пассажирский

В 2006 г. в депо Основа поступает первый рельсовый автобус сери 620М производства АО «ПЕСА» (Польша). Начинается его эксплуатация на участках Купянской дирекции ЮЖД. Через год поступает второй такой же рельсовый автобус, и обе машины передаются в локомотивное депо Смородино (ТЧ-8) для работы на неэлектрифицированных участках Сумской дирекции. В 2006–2009 гг. в депо Смородино поступают еще несколько таких автобусов. Налаживается их техническое обслуживание и ремонт.

В 2007 году на основании приказа «Укрзалізниці» от 06.03.2007 № 142-Ц и приказа начальника Южной железной дороги от 13.03.2007 № 116/Н была создана Служба пригородных пассажирских перевозок. Отдельные подразделения службы локомотивного хозяйства переходят в состав вновь созданной службы и меняют свои телеграфные коды. Так, ТЧ-14 Харьков стает РПЧ-1, из ТЧ-5 Полтава выделяется РПЧ-2, локомотивное депо Люботин (ТЧ-4) стает моторвагонным (РПЧ-4).


Электропоезд ЕПЛ9Т-015 в депо Гребенка

В 2008 г. связи с электрификацией станции Полтава-Южная и локомотивного депо Полтава все электропоезда депо Гребенка передаются во вновь созданное подразделение службы пригородных пассажирских перевозок — моторвагонное депо Полтава (РПЧ-2). В апреле 2010 г. после капитального ремонта с продлением срока службы в РПЧ-2 поступил электропоезд ЭР9П-4000/4003, который ранее эксплуатировался в депо Купянск.

В 2009 году начинается эксплуатация рельсовых автобусов серии 620М на участках кременчугского узла Полтавской дирекции.

Следует отметить, что на Южной железной дороге эксплуатируются две пассажирские автомотрисы. Автомотриса АЧ0-001 приписки моторвагонного депо Полтава используется для служебных поездок руководства Полтавской дирекции ЮЖД. Автомотриса АЧ2-082 приписки электровозного депо «Октябрь» (Харьков) используется для служебных поездок начальника Южной железной дороги. Обе автомотрисы построены на заводах Чехии. Ремонт этих автомотрис выполняется в моторвагонном депо Полтава.

Перспективы развития

Перспективы развития локомотивного хозяйства ЮЖД связаны в первую очередь с обновлением парка тягового подвижного состава.