Управление ЮЖД, ул. Красноармейская, 7, г. Харьков, 61052, Украина.
Вагонные депо
Харьков-Сортировочный (ВЧД-2)
Основа (ВЧД-3)
Полтава (ВЧД-9)
Кременчуг (ВЧД-11)
Купянск (ВЧД-12)
Служба вагонного хозяйства занимается деповским и капитальным ремонтом грузовых вагонов, техническим обслуживанием грузовых вагонов в пути следования, подготовкой грузовых вагонов под погрузку.
С приходом в Харьков первого поезда из девяти ва¬гонов встал вопрос о создании базы для ремонта подвижного состава. Первые мастерские были построены в Харькове и Лозовой, позднее в Полтаве появились главные мастерские Харьково—Николаевской железной дороги.
До революции в рабочем парке были двухосные вагоны с деревянным кузовом и рамой, винтовой упряжью, бандажными колесами с чугунными или коваными центрами, разъемными буксами на подшипниках скольжения, подвесными рессорами. В поездах применялось ручное торможение. Отсутствовал парк специализированных вагонов, единственным их «представителем» был вагон-ледник с льдосоляной системой охлаждения. Грузоподъемность вагонов составляла от 12,5 до 16 тонн.
Две трети парка пассажирских вагонов приходилась на двух- и трехосные вагоны длиной 12—14 метров и одна треть — на четырехосные длиной 16—18 метров. Вагоны освещались свечами, обогревались печами сухого отопления.
В июле 1933 года СНК СССР принял постановление «О работе железнодорожного транспорта». Вагонное хозяйство, выделившееся в самостоятельную отрасль железнодорожного транспорта, получило четкую организационную структуру: вагонное депо — вагонный участок (на отделении) и служба вагонного хозяйства на дороге — Центральное управление вагонного хозяйства в НКПС.
В период 1932—1934 годов на дороге были построены новые вагоноремонтные пункты, организованы самостоятельные вагонные депо: Лозовая, Полтава, Основа, Харь¬ков-Сортировочный, Дебальцево, Купянск, Попасная, Лиман, Славянск. На смену двухосному вагону пришел четырехосный с более прочными элементами и повышенной грузоподъемностью, с автоматическим тормозом и автосцепкой.
В период с 1956 по 1986 год в вагонном хозяйстве дороги была проведена большая работа по обновлению ремонтной базы, деповского хозяйства.
Для сокращения времени осмотра и ремонта на крупных сортировочных станциях были уложены узкоколейные линии, на которых работали самоходные ремонтные установки, оборудованные приспособлениями для смены подшипников, запасом осевой смазки, электросварочными аппаратами.
ПТО были оснащены смазкопроводами, электросварочными линиями, воздухопроводами. Открыты пункты централизованного опробования автотормозов и централизованного ограждения составов.
Одним из старейших предприятий вагонного хозяйства является и грузовое вагонное депо Харьков-Сортировочный. В 1905 году было построено деревянное здание для производства среднего ремонта вагонов, текущий отцепочный ремонт проводился на путях существующего подгорочного парка станции Харьков-Сортировочный.
В условиях становления новых экономических отношений при спаде объемов перевозок грузов и пассажиров в мае 1994 года на дороге было организовано новое структурное подразделение — хозрасчетная служба вагонного хозяйства. Она объединила в себе функции вагонной службы и отделений дороги по управлению хозяйственной деятельностью вагонных депо.
В состав службы вагонного хозяйства ранее входиило и депо Гребенка (ВЧД-10). Однако в 2002 году было принято решение перепрофилировать это депо на ремонт пассажирских вагонов. Это решение было реализовано, и вагонное депо Гребенка в 2003 году стало подразделением пассажирской службы, получив обозначение ЛВЧД-10.
Перспективы развития локомотивного хозяйства ЮЖД связаны в первую очередь с обновлением парка тягового подвижного состава.
Использованы материалы официального сайта ЮЖД.