Харьков-Пассажирский — станция, центр харьковского узла, за 780 км от ст. Москва-Курская, за 491 км от ст. Киев-Пассажирский, за 675 км от ст. Симферополь. Находится в г. Харьков (население около 1,5 млн. чел.), одном из крупнейших промышленных и культурных центров Украины.


Станция Харьков-Пассажирский

По характеру работы станция является пассажирской, внеклассной.

Харьков — один из крупнейших железнодорожных узлов Украины. Со станций этого узла пути расходятся в восьми направлениях: на Москву, Симферополь, Полтаву, Сумы, Красный Лиман, Купянск, Красноград, Золочев.

Во второй половине XIX века в Российской империи происходит строительство новых железнодорожных линий. В мае 1864 г. было принято правительственное решение про начало строительства железной дороги Москва — Орел, а затем ее продолжили до Курска. Железная дорога длиной 512 верст была открыта в сентябре 1868 года. Согласно проекту, дорога должна была пройти через Харьков (он был большим торговым городом: по количеству ярмарок занимал первое место в Российской империи) в южные регионы государства. Место строительства вокзала Южной железной дороги в Харькове было определено уже в октябре 1866 года: это была тюремная (Архиерейская) левада близ Холодной горы. Эта местность раньше представляла собой болотистую местность. В начале XIX века восточную часть левады занимала шелковичная плантация, основал которую аптекарь Пискуновский. Здесь находилось более 1000 деревьев черной и белой шелковицы.

Работы по строительству железной дороги начались 5 мая 1868 г. одновременно по всей линии Белгород — Харьков. В октябре того же года состоялась закладка первого харьковского вокзала. Кроме этого здания на Привокзальной площади построили дом для управляющего дорогой и другие жилые и хозяйственные постройки.


Электропоезд из Белгорода

22 мая 1869 года Харьков встречал первый поезд, отправившийся из Белгорода в 9:00, прибывший в Харьков в 11:30. Локомотив был украшен гербами, флагами и гирляндами из зелени. Высокопоставленные гости ехали в специально оборудованной платформе-павильоне. Сразу после прибытия поезда на платформе вокзала состоялся молебен. В июле 1869 г. было открыто регулярное движение по Курско-Харьково-Азовской железной дороге до ст. Харьков Южной железной дороги.

Через несколько лет после открытия железной дороги недалеко от вокзала выросли здания железнодорожного училища и депо, мастерских. На бывшей пустынной Архиерейской леваде образовался железнодорожный городок.

В связи с усилением железнодорожных перевозок старое помещение вокзала оказалось очень тесным и требовало перестройки, которая началась в конце XIX в. К старому зданию вокзала с южной стороны пристроили новый корпус, а потом началась перестройка и старого помещения. Строительство вокзала, который был очень удачным и одним из крупнейших в России, велось по проекту архитектора Загоскина.


«Столичный экспресс» Харьков — Киев

В 1912–1914 гг. напротив вокзала возвели одно из наибольших сооружений дореволюционного Харькова — здание Управления Южных железных дорог по проекту академика архитектуры А. И. Дмитриева. Часть этого здания осталась тогда незаконченной и была достроена после Великой Отечественной войны.

В 1916 году через станцию Харьков Южной железной дороги проходила 21 пара поездов (на Курск, Севастополь, Екатеринослав, ныне Днепропетровск, Ростов, Полтаву, Кременчуг, Николаев, Сумы, Киев, Ворожбу).

В апреле 1917 г. в здании Упрвления ЮЖД состоялся съезд ее рабочих и служащих. На съезде был образован Совет рабочих депутатов дороги, куда вошли А. Г. Скороход, И. Ф. Котлов, Н. М. Кабаненко и др. Харьковские железнодорожники принимали участие в борьбе за установление советской власти на Украине.

Одновременно с развитием харьковского железнодорожного узла интенсивно застраивалась и Привокзальная пллощадь. В 1926 году в ее восточной части заложен жилой дом для рабочих-железнодорожников (автор проекта — академик архитектуры А. Н. Бекетов). Спустя год строители сдали в эксплуатацию первый основной корпус. В 1927 г. по проекту арх. А. Г. Мордвинова начали возводить здание почтамта на северной стороне площади.

8 июля 1928 года харьковский вокзал встречал великого русского писателя А. М. Горького.


Электровоз ВЛ82М-053

Большие потери станции Харьков-Пассажирский нанесла Вторая Мировая война: были разрушены вокзал, мосты, паровозное и вагонное депо, железнодорожные пути.

В 1952 г. на месте разрушенного вокзала завершено строительство нового. Открытие состоялось 2 ноября 1952 г. Вокзал построен по проекту архитекторов Г. И. Волошина, Б. С. Мезенцева и Е. А. Лымаря. Новый харьковский Южный вокзал — один из крупнейших на Украине.

Десять массивных колонн из белого инкерманского камня поддерживают портик, по обе стороны вдымаются ввысь башни. На портике — скульптурные группы, лепные украшения. Массивные дубовые двери отделаны металлическим украшением, на стенах фасада — кружевная резьба оп камню. Новый вокзал имеет объем 80 тыс. куб. м. Высота центрального зала равна 26 метрам.

В 1950 г. над платформами сооружены капитальные навесы. Все платформы соединены с вокзалом двумя подземными тоннелями.


Электропоезд ЭР2-392 на платформе 1а

6 июля 1957 г. стала в строй первая очередь электрифицированной магистрали Москва — Харьков — Донбасс. Первая харьковская электричка соединила Харьков с Мерефой. 2 ноября 1958 г. начала действовать вторая очередь — Харьков — Лозовая, в 1959 — третья — Харьков — Белгород.

В 1975 г. вступила в строй первая очередь харьковского метрополитена. Одна из станций носит название «Южный вокзал» и находится на Привокзальной площади.

Станция Харьков-Пассажирский всегда работала в напряженном режиме, поскольку через нее проходило большое количество поездов. По данным 1985 г. с перронов станции каждые 2–3 минуты отправлялся поезд. Движение поездов было настолько интенсивным, что некоторые из них останавливались под Харьковом в ожидании разрешения на прибытие на станцию.

После распада СССР количество поездов, проходящих по станции заметно сократилось. Подвижной состав и путевое хозяйство требовали ремонта или же замены. Экономический кризис на Украине негативно отразился и на работе железнодорожного транспорта. Но железнодорожники настойчиво искали пути его преодоления.


Вагоны «Столичного экспресса»

С приходом на пост Генерального директора Укрзалізниці Георгия Кирпы на железных дорогах Украины начались перемены к лучшему. В 2000 г. ЮЖД возглавил В. Н. Остапчук. Под его руководством в 2001–2002 гг. на станции выполнен большой объем работ. К новому 2003 году на главном вокзале Харькова открыт новый современный сервис-центр, расположенный в крыле вокзала. Среди услуг — зал ожидания повышенной комфортности, сервис-касса, зал для инвалидов и ветеранов войны, конференц-зал на 40 мест, выход в интернет, кафе «Первая столица», услуги ксерокопирования, отправки факса. С вокзала отходят экскурсионные автобусы — проводятся экскурсии по г. Харькову. Пассажиров «Столичного экспресса» развозят автобусы «Богдан», которые доставляют в любой конец города.

4 ноября 2003 года в День железнодорожника торжественно был открыт отремонтированный центральный зал вокзала, в котором установлены цилиндрический экран для показа изображений и электронная справочная система. Между северным и южным тоннелями размещен торговый комплекс «Залізничник». В северном тоннеле смонтированы электронные табло, показывающие номера поездов, время прибытия и отправления. Через подземные переходы, минуя улицу, можно пройти в метро. Около вокзала — платная автостоянка, многочисленные киоски, магазины, 52-е отделение связи, отделение «Укртелекома», гостиница «Экспресс». Летом 2006 г. открыт Северный терминал вокзала, откуда теперь отправляются электропоезда белгородского направления.


Паровоз-памятник ФД20-2238

Суточные кассы размещены в здании вокзала, а предварительные — рядом, на ул. Славянская, 6. На станции метро «Южный вокзал» можно купить расписания пассажирских и пригородных поездов на все направления. Около здания почтового отделения — касса по продаже автобусных билетов. От вокзала отходят трамваи №№ 1 (на Ивановку), 6 (602-й микрорайон), 12 (Лесопарк), 14 (проспект Гагарина), 20 (прпоспект Победы).

Интересно отмечают новый год на станции. На Привокзальной площади устанавливают высокую богато украшенную елку, а вокруг нее по рельсам неспешным ходом ездит паровозик с двумя пассажирскими вагончиками.

Работы по обустройству главной станции Южной железной дороги не прекращаются. Это и понятно: железнодорожники всеми силами стремятся к тому, чтобы поездка пассажира по железной дороге принесла ему массу приятных впечатлений, а также, чтобы труд работников стальных магистралей был наиболее результативным при наименьших затратах человеческих усилий, максимальном уровне безопасности и производительности.

Инфраструктура станции

Движение пассажирских поездов

Движение пригородных поездов

Источники