16 августа 2011, Алексей Краснов
16 августа 2011 г. состоялась поездка по участку Лещиновка — Новые Санжары линии Полтава — Кременчуг. В этом путешествии также принимал участие любитель железных дорог Андрей Страшко. Собственно, именно Андрею и принадлежала идея и организация этой поездки. Нашей главной целью была съемка поездов на тепловозной тяге на этой линии, а также выяснение состояния работ по ее электрификации и реконструкции.
Итак, 16 августа в 03:24 я отправился из Полтавы пригородным поездом № 6531 Полтава — Крюков, а Андрей — поездом № 676 Херсон — Харьков со станции Долинская. Оба встали на станции Лещиновка. Пешком прошли от Лещиновки до северной горловины станции Новые Санжары, а это около 13 км. По пути останавливались, делали снимки.
Наш путь лежал в направлении на Полтаву, но для удобства дальнейшее описание работ на участке сделаю по направлению на Кременчуг.
По пути из Полтавы до Лещиновки была возможность осмотреть перегон Малая Перещепинская — Новые Санжары. Итак, на участке Малая Перещепинская — о. п. Собковка уже установлены опоры контактной сети, раскатан несущий трос и частично контактный провод. О. п. Собковка — это бывший разъезд, ликвидирован при электрификации в связи со строительством второго пути. Теперь разъезд не действует, дежурного нет, но здание и пассажирский павильон сохранились. Пассажирская платформа в Собковке уже новая.
В прошлом году на перегоне Малая Перещепинская — Новые Санжары был уложен второй (нечетный) путь, на пружинных скреплениях. Теперь этот новый путь действует, осуществляется движение поездов. Четный путь — старый, либо модернизированный ранее, он на болтовых скреплениях. На части данного перегона есть и третий путь — он соединяет станцию Новые Санжары с песчаным карьером, где добывают песок для экипировки им локомотивов. Этот путь электрифицироваться не будет.
На отрезке перегона между Собковкой и Новыми Санжарами установлены опоры, на которых смонтированы консоли, частично раскатаны несущий трос и провода ДПР. Вдоль пути построена новая линия автоблокировки 10 кВ на железобетонных опорах квадратного сечения с применением стеклянных изоляторов.
Станция Новые Санжары таккже представляет собой большую стройку, здесь базируются путейцы полтавского ЦМПР. На станции — шесть приемоотправочных путей (три пути на болтовых скреплениях и три на пружинных), есть несколько подъездных путей небольшой протяженности: на элеватор, топливную базу, склады и пр. Стрелочные переводы — новые. Установлены опоры контактной сети и несколько жестких поперечин. Частично смонтированы консоли и кронштейны. Раскатка проводов еще не начата. Некоторые опоры пока не установлены и лежат на земле вдоль пути.
Вокзал станции был отремонтирован ранее, поэтому по нему работы не ведутся. Действует старое одноэтажное здание поста ЭЦ. Береговая и островная пассажирские платформы также еще не тронуты. Между ними раньше был один путь, теперь он снят и восстанавливаться не будет: на его месте стоят опоры контактной сети. По-видимому, две старые платформы будут объединены в одну, а вторую построят между вторым и третьим путями от вокзала: ширина междупутья вполне позволяет это сделать.
В целом, путевое развитие станции Новые Санжары сильно изменилось. Основной парк станции составляют шесть путей, о которых уже было сказано, два из них тупиковые и заканчиваются возле вокзала. Новый грузовой парк будет находиться в северной части станции и состоять из пяти путей: два главных, один подъездной в карьер (см. выше) и два боковых, отходящих от подъездного. Последние два пути на сегодня уложены лишь частично, они на болтовых скреплениях, по-видимому, старогодные. Под ними нет еще и щебеночного балласта, только песок. Эти пути также будут электрифицированы: вдоль них частично установлены опоры и несколько жестких поперечин. Между парками есть маршрутные светофоры. В северной части станции строится новое трехэтажное здание, в котором будет размещаться пост ЭЦ и другие службы.
Перегон Новые Санжары — разъезд Жарки: здесь также два пути — старый теперь четный, а новый — нечетный. Первый — на болтовых скреплениях, второй — на пружинных. Опоры установлены по всему перегону, а вдоль четного пути на небольшом протяжении от ст. Новые Санжары смонтированы еще и консоли. Собственно, их монтажом в тот день занималась бригада Харьковской дистанции электроснабжения (ЭЧ-2) ЮЖД на автомотрисе АДМ1-Я902. По новому нечетному пути движения пока нет, т. е. перегон фактически работает как однопутный. Линии автоблокировки и продольного электроснабжения на перегоне еще старые, на деревянных опорах.
На о. п. Бабенково на месте старой пассажирской платформы сооружается новая, этим занимаются работники СМЭУ-8 Гребенка. Бригада строителей расположилась в вагончиках на переезде возле платформы. Старый пассажирский павильон пока не тронут.
На 182 км перегона Новые Санжары — рзд. Жарки, а это возле самого разъезда, в этот день шла установка опор по четному пути. Работы выполняла бригада строительно-монтажного поезда № 392 (Винница). Хозяйственный поезд состоял из тепловоза ТЭП70-0222, платформ с опорами и строительными вагончиками, бурильной машины БМ700 и крана КЖДЭ16.
Разъезд Жарки имеет два пути, оба старые, на болтовых скреплениях. Опоры установлены только вдоль четного пути. Пассажирские платформы и павильон еще старые, их разборка не начата. На разъезде пока один новый стрелочный перевод. Пост ЭЦ действует, есть дежурный персонал.
Перегон рзд. Жарки — Лещиновка — однопутный, есть насыпь для второго пути, но его укладка пока не ведется. На о. п. Голубово пассажирская платформа и павильон старые. На этой же остановке заканчиваются опоры контактной сети. Далее на протяжении около 2 км до станции Лещиновка опор нет. На этом участке есть кривые и мост через р. Ворскла.
Станция Лещиновка: на станции пять путей, четыре из них новые. Стрелочные переводы также заменены. Станцию капитально переустраивают: северную горловину «подвинули» примерно на 100 м в сторону Кременчуга, чтобы перенести входные стрелки из кривой на прямой участок пути. Новая горловина оказалась как раз в том месте, где находится вокзал и две пассажирские платформы, которые теперь стали ненужными. В итоге, необходимо строить новый вокзал и платформы, а сейчас пассажиры с поездов высаживаются прямо «на камни», т. е., на щебеночный балласт. В день поездки на станции также стояла путевая техника, платформы с новыми опорами контактной сети. Электроприводы стрелочных переводов не работали, и стрелки переводились вручную работниками станции.
По планам строителей, в старом здании вокзала будет оборудован пост ЭЦ, а для пассажиров построят новый вокзал и платформы. Что касается моста через Ворсклу, то тут имеются некоторые затруднения в проектировании. В планах — смещение старого пути влево (при движении на Кременчуг) и постройка нового моста. По старому же планируют пропустить новый нечетный путь. Но работы на этом объекте пока не ведутся.