Харьковская дирекция железнодорожных перевозок — СКЮМ

Харьковская дирекция железнодорожных перевозок (ДН-2) — структурное подразделение ЮЖД, которое осуществляет перевозки пассажиров и грузов на линиях, входящих в ее состав, и расположенных в Харьковской области.

История

Харьковская дирекция железнодорожных перевозок охватывает большинство линий ЮЖД Харьковской области. Большое железнодорожное строительство на ее территории относится ко второй половине XIX века. Отмена крепостного права и быстрые темпы развития капитализма требовали быстрого развития транспорта, без которого было бы немыслимо развитие промышленности и торговли.

Во всех проектах первоочередных железнодорожных линий от Москвы на юг Российской империи город Харьков обязательно указывался как один из важнейших транспортных центров. Это связано с тем, что Харьков был широко известен за пределами России как крупный торговый центр, который по количеству ярмарок занимал первое место в империи.

Другая важная причина, повлиявшая на выбор трассы будущей дороги — размещение города на оси Донецкого кряжа, по пути, известного в свое время как Муравский, удобнее всего было прокладывать железную дорогу.

В 1863 году министр путей сообщения убедил правительство начать строительство первого участка будущей Южной железной дороги за казенный счет от Москвы через Орел до Курска. Далее планировалось довести дорогу до Харькова через Белгород. Харьков уникален тем, что к внедрению проекта строительства была привлечена вся городская власть и общественность.

Работы по сооружению Курско-Харьково-Азовской железной дороги длиной 229 верст начались 5 мая 1868 года. А 22 мая 1869 года Харьков уже встречал первый поезд. В 1875 г. было окончено строительство Лозово-Севастопольской железной дороги (линия Харьков — Лозовая — Севастополь). В 1873 г. построена магистраль Харьков — Ростов-на-Дону (Северо-Донецкая железная дорога) и линия Харьков — Сумы — Киев, в 1875 — Харьков — Лозовая — Никитовка и Харьков — Полтава — Николаев (известна под названием «Харьково-Николаевская железная дорога»), в 1899 г. — Харьков — Купянск — Волчанск — Белгород. Таким образом, основная железнодорожная сеть Харьковской области сформировалась в дореволюционный период.

При советской власти были построены железнодорожные линии Харьков — Красноград — Днепропетровск и Купянск — Славяногороск (Святогорск).

Две войны — Гражданская и Великая Отечественная — нанесли железным доогам немалый ущерб. В борьбе с противником принимали участие и работники стальных магистралей. Были сформированы т. зв. колонны паровозов особого резерва (ОРКП) Народного комиссариата путей сообщения (НКПС).

Территория, на которой находятся линии Харьковской дирекции ЮЖД, была освобождена в 1943 году. Станции, депо, мосты, пути были разрушены и требовали восстановления.

Послевоенное железнодорожное строительство в харьковском регионе было очень интенсивным. 1950 г. — сдано в эксплуатацию современное здание вокзала на ст. Лозовая, 1952 г. — открыто новое здание вокзала Харьков-Пассажирский, 1957 г. — вступила в строй первая очередь электрифицированной магистрали Москва — Харьков — Донбасс (участок Харьков — Мерефа), 1958 г. — электрифицирован участок Мерефа — Лозовая, 1959 г. — Харьков — Белгород.

Общая длина железнодорожных линий на территории Харьковской области (с учетом Купянской дирекции) составляет более 1400 км (а это — около 1/15 длины всей сети железных дорог Украины), на 100 кв. км приходится 44 км железных дорог, что на 10 км больше средней густоты железных дорог Украины. В области максимальное расстояние от железной дороги до населенного пункта не превышает 35 км. Только Старосалтовский, Петровский и Печенежский районы не связаны железной дорогой. В Краснокутском районе действовала узкоколейка, которая соединяла сахарные заводы с основной железнодорожной сетью (ныне разобрана).

В 70–90 гг. происходит процесс технического переоснащения железнодорожной отрасли, который включал автоматизацию и централизацию, внедрение ЭВМ на транспорте, обновление локомотивного и вагонного парка, увеличение пропускной способности железных дорог.

Собственно Харьковская дирекция железнодорожных перевозок (ДН-2) создана 1.08.2000 г. по приказу начальника ЮЖД. До этого она называлась Харьковским отделением дороги (НОД-2).

Ныне Харьковская дирекция — это структурное подразделение ЮЖД с государственной формой собственности. Основные задачи дирекции — своевременное и качественное осуществление перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и почты, предоставление услуг по пользованию сооружениями и устройствами для обезпечения потребностей в перевозках.

Из крупнейших достижений дирекции можно назвать такие. В 2001–2002 гг. выполнен большой объем работ на ст. Харьков-Пассажирский, в 2003 г. на этой же станции открыт сервис-центр. Реконструированы многочисленные вокзальные комплексы, построены новые вокзалы на станциях Дергачи, Харьков-Левада, платформах Лосево и Лосево-2. С 2002 года на маршрут вышли два скоростных поезда «Столичный экспресс» Харьков — Киев (это первые скоростные поезда в Украине). Ведутся работы по монтажу оптико-волоконной линии связи на участке Харьков — Лозовая. с 10.06.2004 г. вводится новый скоростной поезд «Южный экспресс» сообщением Харьков — Симферополь. Харьковская дирекция железнодорожных перевозок активно принимает участие в экономическом и научно-техническом развитии железнодорожного транспорта Украины.

Услуги

Дирекция предлагает полный комплекс экспедиторских услуг по перевозке экспортно-импортных грузов и внутренних перевозок по Украине без посредников населению и посторонним организациям, а также комплекс услуг пассажирам — предварительная продажа билетов, справки, камеры хранения, комнаты отдыха, парковка автомобилей, парикмахерская. На многих вокзалах действуют сервис-центры.

Структура дирекции

В состав дирекции входят железнодорожные линии:
Харьков — Белгород
Харьков — Лозовая
Харьков — Полтава (участок Харьков — Люботин без ст. Люботин)
Харьков — Красный Лиман
Харьков — Золочев — Готня
Мерефа — Красноград
Новая Бавария — разъезд Зеленый Колодезь
Люботин — Мерефа — Змиев — Коробочкино
Красноград — Лозовая