Полтава-Южная  — станция, узел киевского, харьковского, кременчугского и лозовского направлений, за 351 км от ст. Киев-Пассажирский, за 140 км от ст. Харьков-Пасс. Находится в г. Полтава (население ок. 300 тыс. чел.), центре Полтавской области, крупном промышленном и культурном центре Украины. Станция — сортировочная, внеклассная.


Станция Полтава-Южная

Зарождение станции

Во второй половине XIX века в России ведется интенсивное строительство новых железнодорожных линий, связывающих центральные губернии государства с портами, в первую очередь на Балтийском, Черном и Азовском морях.

В 1864 году принято решение правительства о строительстве одной из таких линий, получившей название Харьково-Николаевской железной дороги. Эта дорога должна была соединить порты Одессу, Николаев и Херсон с Харьковом и Москвой через Кременчуг и Полтаву.

1 августа 1870 года открылось движение поездов на участке Кременчуг — Полтава длиной 110 верст. Это была первая железная дорога в Полтавской губернии. А с 15 июня 1871 г. поезда пошли по линии Полтава — Харьков (132 версты). Так было положено начало станции Полтава Харьково-Николаевской железной дороги, которая ныне известна нам как Полтава-Южная.

До 1880 г. на станции действовало временное здание пассажирского вокзала, а в 1880 г. построено капитальное. Рядом сооружены паровозоремонтные мастерские (1871 г., ныне Полтавский тепловозоремонтный завод) и паровозное депо (ныне локомотивное депо Полтава). На линии первоначально эксплуатировались паровозы серии Б.


Тепловоз 2ТЭ116-745 с грузовым поездом

По ходатайству ведомства и землевладельцев Полтавской губернии на основании решения Государственного совета от 5 июня 1895 г. была разрешена к постройке как подъездной путь первая часть линии Полтава — Лозовая (Полтава — Карловка, 44 версты и Карловка — Константиноград (Красноград), 32 версты) и вторая часть (Константиноград — Лозовая, 89 верст). Этот участок строился как линия транзитного значения, окончательно он построен к 1901 году, а регулярное движение поездов началось здесь в 1903 году.

Железнодорожники Полтавского узла приняли участие во Всероссийской забастовке 1905 года. 9 декабря 1905 г. на ст. Полтава-Южная прекратили работу все мастерские, выведено из строя несколько паровозов. Забастовочный комитет снял с должностей начальников станций и мастерских, назначил новых из числа рабочих и служащих. Разоружены жандармы на ст. Полтава-Южная, создана железнодорожная милиция из рабочих. Членами комитета С. Козюрой, Г. Покорным и П. Жарко был захвачен железнодорожный телеграф. Это выступление, как и другие, было подавлено властями.


Дизель-поезд ДР1А-288 у первой платформы

Трудные годы революции и Гражданской войны не обошли стороной и Полтаву. К концу 1919 г. на дороге почти не осталось старых высококвалифицированных работников. Дорога лишилась почти всего своего подвижного состава. В 20-е гг. разрушенная инфраструктура восстанавливается, налаживается работа железных дорог. В 1928 г. на площади перед вокзалом был построен Дом культуры железнодорожников, а в 1937 г. перестроено здание пассажирского вокзала станции.


Тепловоз ТЭП70 с поездом Харьков — Кременчуг

В результате реформ на железнодорожном транспорте 1 февраля 1934 г. была образована Южная железная дорога практически в таком составе линий, в котором она находится и сейчас. Центр одного из ее отделений — Полтава-Южная.

Станция в годы Великой Отечественной войны

При наступлении немецко-фашистских заватчиков на Украину в 1941 г. вокзал Полтава-Южная был разрушен. Начались трудные годы немецкой оккупации Полтавы. 23 сентября 1943 года город был освобожден советскими войсками. Вокзал и станционный комплекс подлежали восстановлению.

Новейшая история

В 1947 г. по проекту архитектора Е. Лымаря было построено новое здание вокзала. Оно стало лучше и удобнее довоенного. Внешний вид вокзального здания остался неизменным до наших дней. Общая площадь помещнний вокзала — 3817 кв. м., он рассчитан на 200–250 пассажиров. В 1975 г. по инициативе начальника вокзала Л. Мехедько и дежурного по вокзалу Г. Маслака налажены автоматические камеры хранения.


Прибывает пригородный поезд Харьков — Полтава

В послевоенные годы происходит динамическое развитие железнодорожного транспорта. Ускоряется оборот вагона как главный показатель работы дорги. Высоко отмечена работа станции Полтава-Южная, в частности, поездного диспетчера Полтавского отделения ЮЖД А. Поддубного и маневрового диспетчера С. Пономарева.

На линии эксплуатируются новые локомотивы: магистральные тепловозы ТЭ3, пассажирские ТЭП60 и маневровые ТГМ3, дизель-поезда ДР1П. Обновляется парк пассажирских и грузовых вагонов, вводится электрическая централизация стрелок и сигналов, автоблокировка. В 70–80 гг. тепловозы ТЭ3 заменяются более мощными 2ТЭ116, на маневрах трудятся тепловозы ЧМЭ3, в пассажирском движении — ТЭП70, а в пригородном используются дизель-поезда ДР1А.

Транзитные грузы по данным 1981 г. составляли 75–80% грузооборота. В структуре перевозимых грузов — донецкий уголь, железная руда, нефть, стройматериалы, кокс, древесина, зерно, сахарная свекла.


В Сортировочном парке станции

На станции сооружен парк отправления грузовых поездов и пропуска транзитных составов. Тысячи жителей пригородной зоны ежедневно приезжают утром рабочими поездами на заводы, фабрики, в организации и учреждения.

Летом 1987 г. широко отмечалось 150-летие со дня постройки первой железной дороги в России. На ЮЖД в Харькове был сформирован агитационно-исторический поезд, состоящий из электровоза, тепловоза, паровоза и вагонов. Поезд проехал почти всю Южную железную дорогу, заходил и в Полтаву.

В 2000 г. проведена реконструкция вокзального комплекса. Отремонтировано пассажирское здание, билетные кассы, пассажирские платформы, в здании вокзала открыт сервис-центр, комнаты матери и ребенка. Позже билетные кассы перенесены в один из залов вокзала, оснащены современной компьютерной техникой.


Электрификация главного Ромодановского пути в районе платформы Крутой Берег

В 2002 году состоялся пуск электрифицированного участка Сагайдак — Полтава-Киевская. На ст. Полтава-Киевская стали выполнять смену локомотивов. В связи с этим часть пассажирских поездов пошла в обход ст. Полтава-Южная. Несмотря на это, станция остается лидером по пригродным перевозкам на Полтавском узле.

В 2006–2008 гг. проводились работы по электрификации станции. В это же время выполнялась реконструкция путевого и станционного хозяйства. В частности, в Сортировочном парке было снято пять путей, а в Пассажирском разобраны здания складских помещений. 29-й путь Ромодановского парка стал тупиковым, а песочные бункеры для экипировки тепловозов в северной горловине станции демонтированы. Бывшие посты 334 км и 335 км вошли в состав, соответственно, станций Вакуленцы и Полтава-Южная. В 2006 г. на станции смонтирована передвижная тяговая подстанция, а через год сооружена и запущена в эксплуатацию стационарная (ЭЧЭ-12). В результате реконструкции станции претерпела изменения нумерация путей, стрелок и сигналов.


Пассажирский парк станции

В ночь с 18 на 19 августа 2008 г. в смонтированную контактную сеть впервые было подано напряжение, а 21 августа 2008 г. состоялось торжественное открытие электрификации станции. Были электрифицированы пути локомотивного и моторвагонного депо, создано подразделение по обслуживанию и ремонту контактной сети (ЭЧК-11). Со станции начали отправляться электропоезда на Гребенку и Огульцы. На электротяге до Полтавы-Южной пошли пассажирские и грузовые поезда из Киева и Харькова. На станции стала производиться смена локомотивов.

Предприятия железнодорожного узла

На станции Полтава-Южная находится управление Полтавской дирекции железнодорожных перевозок (ДН-4), пассажирский вокзал 1-го класса, локомотивное депо (ТЧ-5), вагонное депо (ВЧД-9), Полтавская дистанция пути (ПЧ-11), Полтавская дистанция сигнализации и связи (ШЧ-6), Полтавское строительно-монтажное эксплуатационное управление (СМЭУ-6) и Полтавская дистанция электроснабжения (ЭЧ-4), Полтавский вагонный участок (ВЧ-4), линейный отдел транспортной милиции, межрайонная транспортная прокуратура, отделение «Экспресс-Банка», клиническая больница ст. Полтава-Южная. Подъездные пути соединяют станцию с несколькими промышленными предприятиями, среди которых Полтавский тепловозоремонтный завод, ОАО «Полтаватрансстрой», ОАО «Полтавский комбинат хлебопродуктов», хлебозавод и другие.

Инфраструктура станции

Станция Полтава-Южная состоит из шести парков: Пассажирского, Сортировочного, Ромодановского, Люботинского, Ворсклянского и Предгорочного. К станции примыкают трехпутный перегон Полтава-Южная — Вакуленцы (два пути на Харьков и один на Гребенку), а также двухпутные перегоны Полтава-Южная — Малая Перещепинская (на Кременчуг) и Полтава-Южная — пост 8 км (на Лозовую). Пути станции ориентированы в направлении север — юг. Общее число путей — около 60, не считая тракционных и подъездных. Локомотивное и моторвагонное депо находятся в северной части станции.

Станция электрифицирована переменным током. Развернутая длина контактной подвески составляет 71 км. На станции применяется автоматическая блокировка и диспетчерская централизация стрелок и сигналов с микропроцессорным набором маршрута. Станция имеет неэлектрифицированную сортировочную горку. Пост ЭЦ размещен в районе Южной горловины Сортировочного парка. Освещение станции обеспечивается как с помощью прожекторных мачт, так и светильников, установленных на жестких поперечинах контактной сети.

На станции четыре низких пассажирских платформы. Пешеходный мост обеспечивает выход на крайние из них — первую и четвертую. В пределах Сортировочного парка имеется еще один пешеходный мост, автомобильные переезды и пешеходные переходы, обеспечивающие выход в микрорайоны Лесок, Новостроение и Дублянщина, состоящие преимущественно из одноэтажных домов. В здании вокзала имеются билетные кассы, зал ожидания, комнаты отдыха, сервис-центр, парикмахерская, кафе и магазин. В этом же здании размещается контора станции и товарная контора. Ранее в центральном зале вокзала находилось 33-е отделение связи, по состоянию на 2011 год оно закрыто, при этом рядом с вокзалом на ул. Сакко находится 30-е отделение связи. На станции есть багажное отделение, платный и бесплатный туалеты.

Вокзал имеет выход на площадь Славы, улицы Гаевого и Вокзальную. На пл. Славы находятся Дом науки и техники Полтавской дирекции железнодорожных перевозок и Полтавский техникум транспортного строительства (автодорожного профиля). Южный вокзал является конечной остановкой многих маршрутов троллейбусов, автобусов и маршрутных такси. Возле вокзала находятся продуктовый и вещевой рынки.

Движение пассажирских поездов

Через станцию проходят пассажирские поезда во всех четырех направлениях — Харьковском, Киевском, Кременчугском и Лозовском. Основными поездами, проходящими через станцию, являются:
— в харьковском направлении: Одесса — Харьков, Полтава — Москва (скорые), Кременчуг — Харьков (пассажирский), Полтава — Харьков (дизель-поезд повышенной комфортности);
— в киевском направлении: Луганск — Киев, Луганск — Львов, Донецк — Киев (скорые), Полтава — Киев (ускоренный);
— в кременчугском направлении: Харьков — Одесса (скорый), Харьков — Кременчуг (пассажирский);
— в лозовском направлении: Львов  — Луганск, Кременчуг — Симферополь, Киев — Донецк (скорые).

В летнее время вводятся дополнительные поезда сообщением Брест — Симферополь, Киев — Феодосия, Харьков — Одесса и другие.

Движение пригородных поездов

Со станции Полтава-Южная отправляются пригородные поезда до следующих станций:
— в харьковском направлении: Огульцы, Коломак, Водяная (электропоезда и дизель-поезда);
— в киевском направлении: Гребенка, Ромодан (электропоезда);
— в кременчугском направлении: Крюков-на-Днепре, Кременчуг, Лещиновка, Кобеляки (дизель-поезда), Малая Перещепинская (электропоезда);
— в лозовском направлении: Лозовая (электропоезда и дизель-поезда).

Источники

1. Полтавщина: Енциклопедичний довідник. За ред. А. В. Кудрицького. — К.: «Українська радянська енциклопедія», 1992.
2. Материалы газеты «Южная магистраль».
3. Материалы газеты «Полтавський вісник».
4. Материалы газеты «Зоря Полтавщини».