Паровозное депо, XIX век

Станция Полтава-Южная находится на пересечении железнодорожных линий, соединяющих Киев с Донбассом и Харьков с Одессой. Географическое положение Полтавы, статус губернского центра и другие обстоятельства способствовали развитию здесь железнодорожного узла и, в частности, локомотивного депо.


Паровоз СУ96-92

29 июля 1870 г. на станции Полтава Харьково-Николаевской железной дороги завершено строительство паровозного депо. Два производственных здания — небольшое каменное на 9 паровозов с кочегарными канавами и деревянное на 8 паровозов — стали первыми объектами Полтавского участка тяги — крупного по тем временам промышленного предприятия.

В 1871 году создано акционерное общество «Главные паровозные мастерские станции Полтава» (сегодня это Полтавский тепловозоремонтный завод). 15 марта завершилось строительство зданий этих мастерских: введены в эксплуатацию двухэтажный главный корпус, сборочное отделение, 12 паровозных и 24 вагонных стойла, кузнечное отделение для ремонта котлов. Паровозное депо переносится немного дальше в сторону Харькова.

Первоначально на линии эксплуатировались паровозы серии БК завода Кесслер (Эсслинген, Германия).

В 1881 году частная Харьково-Николаевская железная дорога становится казенной.

Последние два десятилетия XIX в. и начало XX в. отмечены массовыми забастовками рабочих паровозного депо и мастерских. Так, рабочие Главных паровозных мастерских бастовали в 1883, 1884 и в 1891 годах. Главные причины — несвоевременная выплата заработной платы и плохие условия труда. 1905 год — год Всероссийской забастовки железнодорожников. В ней участвовали и работники депо Полтава, требуя улучшения условий труда. Забастовка в Полтаве происходила 2 мая 1905 г. 13 октября 1905 года полтавские железнодорожники отправили специальным поездом в Харьков делегацию на съезд представителей бастующих железных дорог. 9 декабря 1905 года состоялась очередная забастовка рабочих депо в знак солидарности с московскими рабочими. Выведены из строя несколько паровозов.

В 1907 году паровозное депо Полтава вместе с другими предприятиями узла вошло в состав Южных железных дорог.

Неспокойные годы революции и Гражданской войны не могли не отразиться на жизни депо Полтава. Так, в 1918 году состоялась забастовка рабочих полтавского узла против оккупации Украины немецкими войсками.

От революции до Великой Отечественной войны

20–30 гг. XX века стали периодом восстановления и реконструкции железнодорожного транспорта страны. В 1930 г. построены новые цеха депо, началось поступление паровозов серии СО17. На предприятии освоена эксплуатация и ремонт этих паровозов. Кроме того, здесь работали грузовые паровозы серий Э, ФД, пассажирские ИС, СУ.


Паровоз СОМ17-2332

В 1939–1940 гг. в депо Полтава работали пассажирские паровозы серии МР.

В 1941 году начинается Великая Отечественная война. 341 работник депо призван на фронт для защиты Родины. 9 июля 1941 г. организован отряд бронепоезда «Маршал Буденный», построенного Полтавским паровозоремонтным заводом. Этот отряд укомплектован из добровольцев рабочих депо, в их числе А. Д. Лучко, М. В. Булавин, Константинов (имя и отчество неизвестны) и другие.

Во время немецкой оккупации Полтавы (1941–1943) в депо эксплуатировались паровозы немецких железных дорог. Рельсовые пути при этом были перешиты на европейскую колею 1435 мм. При отступлении немецкие войска разрушили паровозное депо.

23 сентября 1943 года освобождена от немецко-фашистских захватчиков Полтава. В документах упоминается, что 27 сентября 1943 г. начинается восстановление паровозного депо. Более 350 работников депо были участниками Великой Отечественной войны. На базе депо Полтава созданы колонны для работы в прифронтовой зоне. Уже 5 июля 1944 года после восстановления депо был выпущен из ремонта первый паровоз.

Внедрение тепловозной тяги

В 50–60 годы на железных дорогах начинается активное внедрение, как тогда говорили, «прогрессивных видов тяги» — электрической и тепловозной.

Освоение тепловозов в депо Полтава начинается в 1960 году. В январе 1960 г. введен в эксплуатацию первый тепловоз — ТЭ3-459. По этому случаю состоялся торжественный митинг в депо. В первой поездке тепловоза участвовал машинист А. Стеценко. Тогда же состоялся торжественный митинг по случаю прекращения эксплуатации последнего паровоза в пассажирском движении, которым стал СУ253-93.

С 21 марта 1961 г. в депо освоен ремонт и эксплуатация тепловозов ТЭ3, отправлен в рейс первый грузовой поезд с этим тепловозом. С марта 1962 г. в депо освоили эксплуатацию и ремонт тепловозов ТЭ10, состоялась первая поездка на этом тепловозе. 28 февраля 1963 года выпущен из подъемочного ремонта последний паровоз. 22 мая 1964 года в депо создан пункт технического обслуживания (ПТО) тепловозов.

С 1964 г. в депо поступали пассажирские тепловозы серии ТЭП10.

В 1965 году в депо поступил первый маневровый тепловоз серии ТГМ3. С 15 апреля 1966 года прекращена эксплуатация последних паровозов, работавших в грузовом и маневровом движении.

В 1968 г. в депо поступили дизель-поезда серии ДР1 для работы на пригородных участках Полтавского узла.


Тепловоз ЧМЭ3-2883 возле ПТО локомотивов

С 1971 года тепловозы ТЭ10 заменяются более мощными 2ТЭ10Л, а с 1974 г. — производится замена маневровых ТГМ3 на ЧМЭ3.

9 июня 1975 г. в депо Полтава поступил первый на Южной железной дороге пассажирский тепловоз серии ТЭП60. Это была машина ТЭП60-0670. Совместно с заводскими специалистами и работниками депо были проведены необходимые испытания, обучение персонала. Уже к концу года в депо имелись технические пособия и указания для обучения локомотивных бригад, технологические карты для ремонта, приобретена и изготовлена необходимая оснастка, оснащены всем необходимым цеха по ремонту дизельной аппаратуры, секций холодильников и прочего. Первый поезд под тепловозом этой серии был проведен в конце августа 1975 года. На конец 1975 г. в депо насчитывалось 24 тепловоза ТЭП60, а всего в период 1975–1984 гг. в депо поступило 55 таких тепловозов.


Тепловоз ТЭП60-0808

В январе 1976 г. для обучения локомотивных и ремонтных бригад из депо Полтава был командирован тепловоз ТЭП60-0715, который находился в депо Лозовая с января по апрель, затем тепловоз был передан в депо Люботин в преддверии планирующейся поставки тепловозов в это депо. В конце 1977 года тепловоз возвращен обратно после того как указанные депо начали получать с завода новые тепловозы.

В 1975 году депо начинает эксплуатировать дизель-поезда серии ДР1П, а позже — и ДР1А, которые использовались в пригородном движении.


Дизель-поезд ДР1П-109

Семидесятые и восьмидесятые годы стали периодом интенсивного расширения инфраструктуры депо. Так, в 1977 г. построены гаражи для служебного автотранспорта и дом отдыха локомотивных бригад, реконструирована мойка для локомотивов. В 1978 г. изготовлен подъемник для производства работ на фасадах зданий цехов депо. В 1981 г. произвели реконструкцию деповской столовой и построили здание ПТО локомотивов (Плауэн). В 1982 г. завершено строительство очистных сооружений, установлены новые осветительные мачты. В 1985 г. построена база ремонта дизель-поездов, которая предусматривала возможность выполнения ремонтов в объеме ТР-1, ТР-2, ТР-3 и технического обслуживания ТО-3.

В 1984 г. состоялась первая поездка на тепловозе 2ТЭ116. В эти же годы тепловозы ТЭ3, 2ТЭ10Л, ТЭП10 ставятся в запас или идут на списание. В 1985 г. в депо Полтава с Коломенского тепловозостроительного завода поступали тепловозы серии 2ТЭП60. Три тепловоза ТЭП60 переданы в январе 1986 г. с Западно-Казахстанской железной дороги.

В те годы пассажирское и грузовое движение на участках Харьков — Полтава, Полтава — Гребенка и других было очень интенсивным. В связи с этим, под пассажирский поезд могли выдать не только ТЭП10 или ТЭП60, но и одну секцию ТЭ3.


Тепловоз ТЭП70-0075 в депо Полтава

В 1987–1989 гг. в депо Полтава поступали новые мощные пассажирские тепловозы серии ТЭП70. Первые 11 тепловозов прибыли в депо в апреле 1987 г. В январе 1991 г. в Полтаву переданы два тепловоза из депо Пологи Приднепровской ж. д. — ТЭП70-0221 и ТЭП70-0222.

В конце 80-х годов на Полтавском тепловозоремонтном заводе (ПТРЗ) был начат капитальный ремонт нескольких тепловозов ТЭП60 и модернизация их в двухсекционные 2ТЭП60 с присвоением новых номеров. Депо Полтава получило 9 таких тепловозов (18 секций). Однако, в связи с поступлением на Южную железную дорогу новых тепловозов ТЭП70, тепловозы ТЭП60 и 2ТЭП60 до начала-середины 90-х гг. выводились из эксплуатации и списывались.

В годы независимости Украины

После распада СССР и образования независимой Украины экономическое положение страны становится очень тяжелым. Именно в первой половине 90-х гг. в депо списали много тепловозов старых серий — ТЭ3, 2ТЭ10Л, ТЭП60 и 2ТЭП60. Приписной парк депо тогда составляли тепловозы 2ТЭ116, ТЭП70, ЧМЭ3 и дизель-поезда ДР1А.


Тепловоз 2ТЭ116-994 в депо Полтава

В 2000 г. специалистами депо впервые выполнен капитально-восстановительный ремонт дизель-поезда ДР1А (завершен 17 октября). При этом часть вагонов имела салоны повышенной комфортности.

До 2002 г. в депо Полтава работали два тепловоза ТЭП60 — № 0981 и № 1222. В основном, машины водили пригородные поезда. С пассажирскими поездами работал тепловоз ТЭП60-1078 приписки депо Ромны, который имел зеленую окраску. В 2002 году последние тепловозы ТЭП60 депо Полтава были сняты с поездной работы и списаны.

В депо выполняется техническое обслуживание и текущий ремонт тепловозов 2ТЭ116, ТЭП70 и ЧМЭ3, а также тепловозов ТЭМ2, ТГМ4, ТГМ40, работающих на промышленных предприятиях.


Электровоз ВЛ80К-020 в депо Полтава

В 2006 г. локомотивные бригады депо Полтава начинают осваивать эксплуатацию электроподвижного состава переменного тока.

В 2007 г. состоялось разделение депо Полтава на локомотивное и моторвагонное. Последнее получило код РПЧ-2 и разместилось в здании цеха дизель-поездов. Начальником РПЧ-2 назначен И. П. Пилипенко, начальником ТЧ-5 остался С. Г. Борт.

В 2008 г.в депо внедрен архиватор переговоров локомотивных бригад.

В августе 2008 г. завершается электрификация станции Полтава-Южная. Электрифицированы и пути локомотивного депо. Развернутая длина контактной сети ТЧ-5 и РПЧ-2 составила около 9 км, установлено 250 опор.

В декабре того же года реконструирована котельная депо с газификацией и переводом в водогрейный и, частично, в паровой режим.


Электровоз ВЛ80Т-1073 возле одного из цехов

В мае 2009 г. в локомотивном депо Полтава появился первый электровоз собственной приписки. Им стал ВЛ80Т-1030, переданный из депо Знаменка (ТЧ-7) Одесской железной дороги. В мае–июне в депо поступили еще четыре электровоза из Знаменки: ВЛ80Т №№ 1058, 1061, 1062, 1073.

В январе 2010 г. в депо Полтава поступили электровозы ВЛ80К №№ 089, 113, 128 (из депо Казатин Юго-Западной железной дороги).

В связи с электрификацией направлений Полтава — Кременчуг (2008) и Полтава — Лозовая (2012) в депо освоен текущий ремонт в объеме ТР-1 электровозов ВЛ80Т (с 3 октября 2010 г.), ВЛ80К (с 26 января 2010 г.), а также техническое обслуживание электровозов ВЛ80К, ВЛ80Т, ВЛ82М ЧС4, ЧС8, ДС3 в объеме ТО-2. Часть приписных электровозов ВЛ80Т прошли капитальный ремонт на Запорожском электровозоремонтном заводе и приспособлены для вождения пассажирских поездов. Поступление электровозов ВЛ80К и ВЛ80Т в депо Полтава продолжалось и в 2010–2014 гг.

В грузовом движении применяется двойная тяга и подталкивание: участок Полтава-Южная — Полтава-Киевская в нечетном направлении имеет подъем.

В 2014 г. в депо введен в эксплуатацию универсальный винтовой электроскатоподъемник ЭСПЛ-30КС, что позволило существенно усовершенствовать процесс текущего ремонта локомотивов.

Литература: Локомотивне депо Полтава. Історична довідка. Музей історії і техніки Півд. залізниці; Романенко Ю. И., Харенко М. П. Взгляд сквозь годы/Южная железная дорога за 130 лет. Харьков, 1999; Тараненко Николай. Плюс к объему перевозок // Южная магистраль. 2014. № 36. 5 сентября. С. 4.