Служба локомотивного хозяйства (Т) обеспечивает эксплуатацию и ремонт тягового подвижного состава, работу кранами на железнодорожном ходу, а также снабжает топливом, горюче-смазочными материалами подразделения Южной железной дороги.

История

История развития локомотивного хозяйства неразрывно переплетается с историей становления Южной железной дороги. Первым среди локомотивных предприятий стали паровозные мастерские станции Харьков, которые открылись летом 1869 года, в дальнейшем - локомотивное, а еще позднее электровозное депо "Октябрь".

С 1870 года начала свой отсчет история службы паровозного, а ныне локомотивного хозяйства. Дальнейшее введение в эксплуатацию новых участков Южной обусловило образование баз для ремонта тягового подвижного состава на станциях: 1871 год - Полтава и Кременчуг (участок Кременчуг - Полтава - Харьков); 1878 год - Люботин и Смородино (участок Мерефа - Люботин - Ворожба).


Поезд № 177 «Дніпровські зорі» Харьков — Кременчуг на перегоне Вакуленцы Полтава-Южная

Южная железная дорога - как живое существо возрастало и мужало, а вместе с ней и локомотивное хозяйство. Повышение объемов грузовых и пассажирских перевозок, открытие новых железнодорожных участков привели к возникновению новых баз ремонта:
1901 год - на станции Купянск-Сортировочный;
1911 год - на станции Основа;
1915 год - на станции Харьков-Сортировочный;
1926 год- на станции Лозовая;
1939 год- на станции Гребёнка.

Локомотивные депо - наибольшие структурные подразделы на железной дороге по количеству работников. Локомотивы и рельсовые автобусы обеспечивают грузовые, пассажирские и пригородные перевозки на территории 12 областей Украины, работают на Южной, Донецкой, Приднепровской, Одесской железных дорогах и на магистралях России.

Локомотивные депо специализируются по сериям локомотивов и видам ремонта. На железной дороге эксплуатируются электровозы серий ЧС2, ЧС7, ВЛ11, ВЛ80, ВЛ82м; тепловозы серий ТЭП70, ТЕП150, 2ТЭ116, ЧМЭ3, 2М62; рельсовые автобусы 620М.


Электровоз ВЛ80Т-1978 на станции Гребенка

Появление на железной дороге новых локомотивов разных серий и видов тяги сделало необходимым распределение их по депо и, в свою очередь, специализацию предприятий по выполнению необходимых видов ремонта. В этом вопросе флагманом можно считать локомотивное депо Гребенка. Благодаря внедрению новых поточных линий и механизированных позиций, научной организации работы, в депо стало возможным освоение крупного агрегатного метода ремонта тепловозов сначала ТЭ3, в дальнейшем 2ТЭ10Л и 2ТЭ116, превратив депо в основную на Южной железной дороге базу ремонта тепловозов этих серий.

Не менее крупным предприятием на сегодняшний день является локомотивное депо Основа, где выполняются все виды ремонта и технического обслуживания пассажирских тепловозов ТЭП70. Шагающий в ногу с течением времени, учитывая новые экономические условия, коллектив депо стал автором многих технических нововведений и прогрессивных технологий. На его базе образована лаборатория технического диагностирования тепловозов и основных узлов, которая разрешает максимально повысить надежность их эксплуатации. На этом предприятии планируется образовать базу по ремонту дизелей типа 5Д49.

С приходом на железную дорогу электрической тяги в эксплуатации появляется новый вид локомотивов - электровозы.


Локомотивное депо Гребенка

С 1960 года по настоящее время электровозы серии ЧС составляют приписной парк электровозного депо "Октябрь". За этот период в старейшем депо Южной железной дороги (140 лет) освоены все виды ремонтов и технического обслуживания локомотивов, в том числе капитальный ремонт электровозов ЧС2 и ЧС7, что разрешило повысить уровень технического состояния парка локомотивов и сэкономить значительные финансовые средства железной дороги.

Новое тысячелетие требует нового подхода к перевозкам, и яркий пример того, что локомотивное хозяйство продолжает развиваться и усовершенствоваться – создание и внедрение на базе локомотивного депо Лозовая системы управления и контроля за тяговым подвижным составом с применением спутниковых технологий и современных средств связи.

В 2005 году на железной дороге освоен новый тип подвижного состава - рельсовые автобусы типа 620М производства АО РЕSА (Польша), в 2006 году на железную дорогу поступил первый отечественный пассажирский тепловоз серии ТЭП150.

Перспективы развития

Перспективы развития локомотивного хозяйства ЮЖД связаны в первую очередь с обновлением парка тягового подвижного состава.