пл. Вокзальная, 6, г. Лубны, Полтавская область, 37500, Украина
Пассажирскими поездами из Киева, Харькова, Полтавы и других городов. Пригородными поездами из Полтавы (143 км), Гребенки (42 км).
Сайт станции Лубны
Лубенский филиал Киев-Днепровского МППЖТ
Лубенский центр профессионального образования
Лубны — станция на линии Киев — Полтава, за 190 км от ст. Киев-Пассажирский, за 161 км от ст. Полтава-Южная. Находится в городе Лубны (население около 55 тыс. чел.), крупном промышленном и культурном центре Полтавской области. Станция — грузовая, 2 класса.
Станция Лубны, вид с пешеходного моста
Строительство линии Киев — Полтава, на которой и находится станция Лубны, началось в 1898 году. «Полтавские губернские ведомости» в 1896 г. по этому поводу сообщали: «Полтавское губернское земство и Полтавская городская дума еще в 1894 г. возбудили перед правительсвом ходатайство о соединении линией железной дороги ст. Лозовой с г. Киевом через Карловку, Константиноград, Полтаву, Лубны и Пирятин». Но правительство было занято сооружением «рельсового пути» в Сибирь. Вступили в конкуренцию акционерные общества Фастовской и Московско-Киево-Воронежской (МКВЖД) железных дорог. Перевесило последнее. В 1898 г. на инженерном совете Департамента железных дорог выступил главный инженер исследовательских работ и строительства линии Погорелко. Он, в частности, заявил: «Линия эта признается за имеющую транспортное значение, и проведение ее по кратчайшему протяжению является делом государственной важности, перед которым должны отступить все местные интересы».
Тепловоз-памятник ТЭ10-006 на Вокзальной площади
Строительство железной дороги Киев — Полтава продолжалось три года. Кроме украинцев, на нем работали воронежские и курские грабари. В 1901 г. между Киевом и Полтавой открылось железнодорожное сообщение, а на станции Лубны, где было построено также оборотное паровозное депо, начали работать несколько сотен рабочих. Среди них были и приезжие из различных уголков Российской империи. Линия принадлежала МКВЖД, а позднеее вошла в состав Южной железной дороги (ЮЖД), которой принадлежит и поныне.
С момента своего зарождения станция Лубны стала одной из важнейших на линии Киев — Полтава. Ее открытие повлияло на дальнейшее развитие всего города. В депо станции Лубны приходили на ремонт паровозы из Ромодана, Пирятина, Гребенки. Депо было крупнейшим на участке Гребенка — Ромодан.
С первых лет своей работы магистраль Киев — Полтава играла важную роль в пассажирообороте и грузообороте транспорта всей Украины. Во время Гражданской войны это стратегический объект. По линии шли эшелоны с боеприпасами и бойцами. По этой магистрали армия большевиков наступала на Киев в 1918 году.
Вид станции и бывшего паровозного депо, фото Павла Кожемякина
В первые годы советской власти все железные дороги бывшей Российской империи переходят в государственную собственность. Станция Лубны и участок Яготин — Ромодан входили в состав Юго-Западной железной дороги. В 1934 году участок и станция были переданы в состав новообразованной Южной железной дороги.
30-е годы ХХ столетия ознаменованы возникновением стахановского движения, основателем которого на железнодорожном транспорте стал машинист депо Славянск Северо-Донецкой железной дороги Петр Кривонос. В 1938 г. на станции Лубны организована первая на Украине женская паровозная бригада «Комсомолка»: машинист Галина Тодчук, помощник Татьяна Гречановская и кочегар Мария Кочура. Опыт работы этой бригады приезжали изучать специалисты всего СССР. В том же году паровозное депо Лубны было закрыто, а его работники переведены в новое основное депо, созданное в Гребенке.
В 1938 г. участок Яготин — Ромодан и станция Лубны снова отошли к Юго-Западной железной дороге с центром в г. Киеве.
Осенью 1941 года город Лубны был захвачен войсками фашистской Германии. Немецкой военной администрацией было открыто паровозное депо станции Лубны.
В январе 1943 г. в депо Лубны пионеры Борис Гайдай, Анатолий Буценко и Иван Сацкий совершили диверсию против немецко-фашистских захватчиков: вывели из строя поворотный круг, надолго парализовав работу депо. Памятник этим трем героям установлен в детском парке города. Железнодорожник из Лубен Евдокия Федорченко за работу в прифронтовой зоне была удостоена звания Героя Социалистического Труда.
18 сентября 1943 года город и станция Лубны были освобождены от немецко-фашистских захватчиков. В июне 1944 года для подготовки паровозных бригад открыта дорожная техническая школа.
Послевоенные годы в истории станции Лубны характеризуются восстановлением разрушенной войной инфраструктуры, активным внедрением новой техники. В 1949 году было построено ныне существующее здание вокзала, в ноябре того же года состоялось его торжественное открытие. В 50-х гг. участок Гребенка — Лубны — Ромодан вновь передан Южной железной дороге, а участок Яготин — Гребенка остался в составе Юго-Западной. В 1961 году на линии Киев — Полтава начинается внедрение тепловозной тяги. При этом паровозное депо в Лубнах было окончательно упразднено, а на его территории созданы ремонтно-механические мастерские. На станции построен товарный двор, проложены подъездные пути к промышленным предприятиям. В 1977 году создано предприятие промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ). В 1981 году на привокзальной площади возле здания дорожной технической школы установлен памятник — тепловоз ТЭ10-006 и пассажирский вагон.
Электровоз ВЛ80Т-1079 с пригородным поездом Гребенка — Полтава
Пассажирское и грузовое движение на линии было весьма интенсивным. Через станцию проходили поезда дальнего следования Киев — Караганда, Киев — Павлодар, Киев — Симферополь, Харьков — Брест и другие (в 90-е годы отменены). Существовали планы электрификации участка Яготин — Гребенка — Полтава, но реализованы они были только в 1994–2002 гг.
В 80–90 гг. происходит модернизация станционного хозяйства. Эксплуатируются тепловозы 2ТЭ116, ТЭП60. Маневровую работу на станции выполняют тепловозы ТЭМ2 Лубенского МППЖТ и ЧМЭ3 ЮЖД. До электрификации участка Гребенка — Ромодан пригородное сообщение обслуживали дизель-поезда ДР1А (депо Гребенка и Полтава) по маршрутам Гребенка — Лубны, Гребенка — Миргород, Гребенка — Полтава, Полтава — Киев. В 2001–2003 гг. все гребенковские дизель-поезда передаются в депо Полтава.
В декабре 1997 года участок Гребенка — Лубны переведен на электрическую тягу (переменный ток напряжением 25 кВ частоты 50 Гц). Электрификация пошла дальше — на Полтаву и Харьков, а в истории станции началась новая эпоха.
В связи с электрификацией участка был проведен ремонт вокзального комплекса (1998 г.). Очередной ремонт вокзала сделали весной — летом 2002 г. перед пуском скоростного «Столичного экспресса» Харьков — Киев.
Станция расположена на одном из наиболее загруженных ходов ЮЖД — линии Киев — Полтава — Лозовая, по которой идет транзитный поток каменного угля, химических грузов, машин и промышленного оборудования из Донбасса и Приднепровья. В структуре грузоперевозок значительный объем занимают нефть и нефтепродукты, железная руда, стройматериалы, хлеб, черные металлы, кокс. Немалым является и пассажиропоток.
На линии эксплуатируются электровозы ВЛ80к и ВЛ80т (депо Гребенка), ЧС4, ЧС8 и ДС3 (депо Киев), электропоезда ЭР9М и ЭПЛ9Т (депо Гребенка). В 2001 г. пущен дизель-поезд № 6511/6516 Полтава — Лубны (отменен осенью 2002 г.), а до весны 2003 г. по этому маршруту ходил пассажирский поезд № 665/620 Полтава — Лубны (по графику 2002 г. ездил до Гребенки).
В сентябре 2001 года станция Лубны отметила свой столетний юбилей. Поздравить лубенских железнодорожников приехали заместитель генерального директора «Укрзалізниці» Владимир Олейник, председатель областного совета Александр Полиевец, мэр Лубен Анатолий Соболев.
В июне 2002 г. через станцию прошел первый украинский ускоренный поезд № 161/162 «Столичный экспресс» Харьков — Киев. Это был испытательный рейс. А с 11 июля поезд стал ходить ежедневно. 15 ноября был пущен второй экспресс — поезд № 163/164, следующий по этому же маршруту. В Лубнах оба этих экспресса не останавливаются.
19 января 2006 года был введен в эксплуатацию ускоренный поезд № 173/174 по маршруту Кременчуг — Киев, имеющий промежуточные остановки в Лубнах и Гребенке, а с марта этого же года в Лубнах останавливается еще один экспресс — скоростной поезд № 179/180 Полтава — Киев.
Весной 2007 г. в ходе подготовки к комиссионному объезду Полтавской дирекции был произведен ремонт в центральном вестибюле и зале ожидания вокзала.
В августе 2011 г. в рамках модернизации объектов железнодорожного транспорта на направлении Киев — Полтава на станции Лубны сооружена новая островная пассажирская платформа. Эту работу выполнял строительно-монтажный поезд станции Полтава-Южная (СМП-685). На прилегающих перегонах и путевых постах (167 км, 172 км) была проведена замена пути и стрелочных переводов.
Через станцию следуют пассажирские поезда в двух направлениях — полтавском и киевском. Основными поездами, проходящими через станцию, являются:
— в полтавском направлении: Киев — Харьков, Львов — Харьков, Киев — Донецк, Киев — Луганск, Киев — Полтава, Киев — Кременчуг;
— в киевском направлении: Харьков — Киев, Харьков — Львов, Донецк — Киев, Луганск — Киев, Полтава — Киев, Кременчуг — Киев.
В летнее время вводятся дополнительные поезда сообщением Брест — Симферополь, Киев — Феодосия и другие.
Через станцию следуют пригородные электропоезда сообщением Гребенка — Огульцы, Гребенка — Полтава-Южная, Гребенка — Ромодан, Гребенка — Лубны и в обратном направлении.
Электровоз ВЛ80Т-2031 с пригородным поездом Гребенка — Полтава
1. Схема залізниць України. К.: Інститут передових технологій, 2003.
2. Полтавщина: Енциклопедичний довідник. За ред. А. В. Кудрицького. — К.: «Українська енциклопедія», 1992.
3. Білий П. Х. Лубни: Історико-краєзнавчий нарис. — Харків: Прапор, 1971. — 92 с.
4. Ванцак Б. С. Лубни: Путівник. — Харків: Прапор, 1988. — 139 с.