Лубны — станция на линии Киев — Полтава, за 190 км от ст. Киев-Пассажирский, за 161 км от ст. Полтава-Южная. Находится в городе Лубны (население около 55 тыс. чел.), крупном промышленном и культурном центре Полтавской области. Станция — грузовая, 2 класса.


Станция Лубны, вид с пешеходного моста

Зарождение станции

Строительство линии Киев — Полтава, на которой и находится станция Лубны, началось в 1898 году. «Полтавские губернские ведомости» в 1896 г. по этому поводу сообщали: «Полтавское губернское земство и Полтавская городская дума еще в 1894 г. возбудили перед правительсвом ходатайство о соединении линией железной дороги ст. Лозовой с г. Киевом через Карловку, Константиноград, Полтаву, Лубны и Пирятин». Но правительство было занято сооружением «рельсового пути» в Сибирь. Вступили в конкуренцию акционерные общества Фастовской и Московско-Киево-Воронежской (МКВЖД) железных дорог. Перевесило последнее. В 1898 г. на инженерном совете Департамента железных дорог выступил главный инженер исследовательских работ и строительства линии Погорелко. Он, в частности, заявил: «Линия эта признается за имеющую транспортное значение, и проведение ее по кратчайшему протяжению является делом государственной важности, перед которым должны отступить все местные интересы».


Тепловоз-памятник ТЭ10-006 на Вокзальной площади

Строительство железной дороги Киев — Полтава продолжалось три года. Кроме украинцев, на нем работали воронежские и курские грабари. В 1901 г. между Киевом и Полтавой открылось железнодорожное сообщение, а на станции Лубны, где было построено также оборотное паровозное депо, начали работать несколько сотен рабочих. Среди них были и приезжие из различных уголков Российской империи. Линия принадлежала МКВЖД, а позднеее вошла в состав Южной железной дороги (ЮЖД), которой принадлежит и поныне.

С момента своего зарождения станция Лубны стала одной из важнейших на линии Киев — Полтава. Ее открытие повлияло на дальнейшее развитие всего города. В депо станции Лубны приходили на ремонт паровозы из Ромодана, Пирятина, Гребенки. Депо было крупнейшим на участке Гребенка — Ромодан.

С первых лет своей работы магистраль Киев — Полтава играла важную роль в пассажирообороте и грузообороте транспорта всей Украины. Во время Гражданской войны это стратегический объект. По линии шли эшелоны с боеприпасами и бойцами. По этой магистрали армия большевиков наступала на Киев в 1918 году.


Вид станции и бывшего паровозного депо, фото Павла Кожемякина

В первые годы советской власти все железные дороги бывшей Российской империи переходят в государственную собственность. Станция Лубны и участок Яготин — Ромодан входили в состав Юго-Западной железной дороги. В 1934 году участок и станция были переданы в состав новообразованной Южной железной дороги.

30-е годы ХХ столетия ознаменованы возникновением стахановского движения, основателем которого на железнодорожном транспорте стал машинист депо Славянск Северо-Донецкой железной дороги Петр Кривонос. В 1938 г. на станции Лубны организована первая на Украине женская паровозная бригада «Комсомолка»: машинист Галина Тодчук, помощник Татьяна Гречановская и кочегар Мария Кочура. Опыт работы этой бригады приезжали изучать специалисты всего СССР. В том же году паровозное депо Лубны было закрыто, а его работники переведены в новое основное депо, созданное в Гребенке.

В 1938 г. участок Яготин — Ромодан и станция Лубны снова отошли к Юго-Западной железной дороге с центром в г. Киеве.

Станция в годы Великой Отечественной войны

Осенью 1941 года город Лубны был захвачен войсками фашистской Германии. Немецкой военной администрацией было открыто паровозное депо станции Лубны.

В январе 1943 г. в депо Лубны пионеры Борис Гайдай, Анатолий Буценко и Иван Сацкий совершили диверсию против немецко-фашистских захватчиков: вывели из строя поворотный круг, надолго парализовав работу депо. Памятник этим трем героям установлен в детском парке города. Железнодорожник из Лубен Евдокия Федорченко за работу в прифронтовой зоне была удостоена звания Героя Социалистического Труда.

18 сентября 1943 года город и станция Лубны были освобождены от немецко-фашистских захватчиков. В июне 1944 года для подготовки паровозных бригад открыта дорожная техническая школа.

Новейшая история

Послевоенные годы в истории станции Лубны характеризуются восстановлением разрушенной войной инфраструктуры, активным внедрением новой техники. В 1949 году было построено ныне существующее здание вокзала, в ноябре того же года состоялось его торжественное открытие. В 50-х гг. участок Гребенка — Лубны — Ромодан вновь передан Южной железной дороге, а участок Яготин — Гребенка остался в составе Юго-Западной. В 1961 году на линии Киев — Полтава начинается внедрение тепловозной тяги. При этом паровозное депо в Лубнах было окончательно упразднено, а на его территории созданы ремонтно-механические мастерские. На станции построен товарный двор, проложены подъездные пути к промышленным предприятиям. В 1977 году создано предприятие промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ). В 1981 году на привокзальной площади возле здания дорожной технической школы установлен памятник — тепловоз ТЭ10-006 и пассажирский вагон.


Электровоз ВЛ80Т-1079 с пригородным поездом Гребенка — Полтава

Пассажирское и грузовое движение на линии было весьма интенсивным. Через станцию проходили поезда дальнего следования Киев — Караганда, Киев — Павлодар, Киев — Симферополь, Харьков — Брест и другие (в 90-е годы отменены). Существовали планы электрификации участка Яготин — Гребенка — Полтава, но реализованы они были только в 1994–2002 гг.

В 80–90 гг. происходит модернизация станционного хозяйства. Эксплуатируются тепловозы 2ТЭ116, ТЭП60. Маневровую работу на станции выполняют тепловозы ТЭМ2 Лубенского МППЖТ и ЧМЭ3 ЮЖД. До электрификации участка Гребенка — Ромодан пригородное сообщение обслуживали дизель-поезда ДР1А (депо Гребенка и Полтава) по маршрутам Гребенка — Лубны, Гребенка — Миргород, Гребенка — Полтава, Полтава — Киев. В 2001–2003 гг. все гребенковские дизель-поезда передаются в депо Полтава.

В декабре 1997 года участок Гребенка — Лубны переведен на электрическую тягу (переменный ток напряжением 25 кВ частоты 50 Гц). Электрификация пошла дальше — на Полтаву и Харьков, а в истории станции началась новая эпоха.


Электропоезд ЭР9М-506

В связи с электрификацией участка был проведен ремонт вокзального комплекса (1998 г.). Очередной ремонт вокзала сделали весной — летом 2002 г. перед пуском скоростного «Столичного экспресса» Харьков — Киев.

Станция расположена на одном из наиболее загруженных ходов ЮЖД — линии Киев — Полтава — Лозовая, по которой идет транзитный поток каменного угля, химических грузов, машин и промышленного оборудования из Донбасса и Приднепровья. В структуре грузоперевозок значительный объем занимают нефть и нефтепродукты, железная руда, стройматериалы, хлеб, черные металлы, кокс. Немалым является и пассажиропоток.

На линии эксплуатируются электровозы ВЛ80к и ВЛ80т (депо Гребенка), ЧС4, ЧС8 и ДС3 (депо Киев), электропоезда ЭР9М и ЭПЛ9Т (депо Гребенка). В 2001 г. пущен дизель-поезд № 6511/6516 Полтава — Лубны (отменен осенью 2002 г.), а до весны 2003 г. по этому маршруту ходил пассажирский поезд № 665/620 Полтава — Лубны (по графику 2002 г. ездил до Гребенки).

В сентябре 2001 года станция Лубны отметила свой столетний юбилей. Поздравить лубенских железнодорожников приехали заместитель генерального директора «Укрзалізниці» Владимир Олейник, председатель областного совета Александр Полиевец, мэр Лубен Анатолий Соболев.


На путях станции Лубны

В июне 2002 г. через станцию прошел первый украинский ускоренный поезд № 161/162 «Столичный экспресс» Харьков — Киев. Это был испытательный рейс. А с 11 июля поезд стал ходить ежедневно. 15 ноября был пущен второй экспресс — поезд № 163/164, следующий по этому же маршруту. В Лубнах оба этих экспресса не останавливаются.

19 января 2006 года был введен в эксплуатацию ускоренный поезд № 173/174 по маршруту Кременчуг — Киев, имеющий промежуточные остановки в Лубнах и Гребенке, а с марта этого же года в Лубнах останавливается еще один экспресс — скоростной поезд № 179/180 Полтава — Киев.

Весной 2007 г. в ходе подготовки к комиссионному объезду Полтавской дирекции был произведен ремонт в центральном вестибюле и зале ожидания вокзала.

В августе 2011 г. в рамках модернизации объектов железнодорожного транспорта на направлении Киев — Полтава на станции Лубны сооружена новая островная пассажирская платформа. Эту работу выполнял строительно-монтажный поезд станции Полтава-Южная (СМП-685). На прилегающих перегонах и путевых постах (167 км, 172 км) была проведена замена пути и стрелочных переводов.

Движение пассажирских поездов

Через станцию следуют пассажирские поезда в двух направлениях — полтавском и киевском. Основными поездами, проходящими через станцию, являются:
— в полтавском направлении: Киев — Харьков, Львов — Харьков, Киев — Донецк, Киев — Луганск, Киев — Полтава, Киев — Кременчуг;
— в киевском направлении: Харьков — Киев, Харьков — Львов, Донецк — Киев, Луганск — Киев, Полтава — Киев, Кременчуг — Киев.

В летнее время вводятся дополнительные поезда сообщением Брест — Симферополь, Киев — Феодосия и другие.

Движение пригородных поездов

Через станцию следуют пригородные электропоезда сообщением Гребенка — Огульцы, Гребенка — Полтава-Южная, Гребенка — Ромодан, Гребенка — Лубны и в обратном направлении.


Электровоз ВЛ80Т-2031 с пригородным поездом Гребенка — Полтава

Источники

1. Схема залізниць України. К.: Інститут передових технологій, 2003.
2. Полтавщина: Енциклопедичний довідник. За ред. А. В. Кудрицького. — К.: «Українська енциклопедія», 1992.
3. Білий П. Х. Лубни: Історико-краєзнавчий нарис. — Харків: Прапор, 1971. — 92 с.
4. Ванцак Б. С. Лубни: Путівник. — Харків: Прапор, 1988. — 139 с.